Дипломная работа: Отношение к себе разведенных женщин в контексте проблемы вступления в повторный брак
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основания изучения
1.1 Особенности социально-психологического статуса женщин после развода
1.2 Причины заключения повторного брака
1.3 Становление и развитие семейных отношений в повторном браке
1.4 Особенности взаимоотношений взрослых и детей в ситуации повторного брака
1.5 Стратегии совладающего поведения
Глава 2. Эмпирическое изучение
2.1 Программа исследования
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
2.3 Выводы и рекомендации по результатам исследования
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Изучение эмоционально-ценностного отношения личности к себе является традиционной психологической проблемой. Тем не менее она сохраняет свою актуальность в связи с широким кругом проблем, связанных с формированием зрелой, адаптированной личности.
Развод – одно из самых сильных потрясений в жизни любого человека, оказывающее влияние на всю его жизнь. Пережившие развод чаще, чем семейные и даже холостые, попадают в катастрофы и аварии, подвержены несчастным случаям, алкоголизму, психическим и физическим заболеваниям. Общая смертность, а также число самоубийств и убийств среди разведенных тоже значительно выше.
Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Обобщив результаты многих исследований, Черник отмечает, что разведенные мужчины и женщины временами скучают по своим бывшим мужьям или женам, испытывают тревогу, даже если были сами инициаторами развода и считали свой брак несчастливым. Развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей.
Развод оказывает влияние на разводящихся супругов. Г. Кристиансен и К. Джонсон в результате анализа ряда эмпирических работ установили следующие типы реакций на развод. Достаточно часто наблюдается своеобразный шок со стыдом и жалостью к себе. Разведенные пытаются рационализировать ситуацию и доказать, что им безразличны возникшие проблемы. Весьма распространенным является чувство беспокойства, нетерпеливости, идущее от нарушенных привычек и утраты привычных ролей. Разведенный супруг часто пытается увеличить свою социальную активность. Друзья и родственники обычно помогают ему в установлении новых контактов. Нередко после развода человек начинает вести себя в противоречии с общепринятыми нормами, пытаясь утолить свое горе в пьянстве или компенсировать потерю семьи увеличением частоты сексуальных контактов. Отмечены факты взаимоисключающих установок по отношению к своему бывшему супругу, чередование проявлений ненависти и любви. Поэтому иногда сексуальная близость между бывшими мужем и женой сохраняются в течении некоторого времени и после развода. В некоторых случаях они даже вступают в повторный брак друг с другом.
Проведенные в США эмпирические исследования показали, что процент повторных браков у разведенных партнеров выше, чем у овдовевших. Одна из причин этого состоит в том, что люди иногда идут на развод для того, чтобы юридически оформить уже сложившееся новое супружество. Кроме того, разведенные обычно более обеспокоены тем, чтобы порвать с прошлым и продемонстрировать посредством повторного брака, что с ними не случилось ничего серьезного. Наконец, развод обычно происходит в более раннем возрасте, чем вдовство, и это предоставляет человеку больше возможностей вступить в следующий брак.
Таким образом, очевидна связь между разводом и изменением самоотношения.
Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности отмечают многие отечественные и зарубежные психологи: В.Н. Мясищев (1960); Л.И. Божович (1968); Е.В. Шорохова (1968); С.Л. Рубинштейн (11976); Б.Г. Ананьев (1977); И.И. Чеснокова (1977); И.С. Кон (1978); В.В. Сталин (1983); Е.Т. Соколова (1995); К. Роджерс (1959); К. Хорни (1937); Р. Берне (1986) и др. Следуя взглядам К. Роджерса, самоотношение отражает устремление человека стать "полностью функционирующей личностью". Учитывая расширяющуюся в нашей стране сеть психологической помощи населению, отметим, что на этом фоне вопросы, связанные с изучением процесса его формирования, приобретают особую актуальность.
Теоретические проблемы изучения самоотношения нашли наиболее полное развитие в трудах И. С. Кона (1978); М.И. Лисиной (1986); В.В. Сталина (1985); И.И. Чесноковой (1977); Е.Т. Соколовой (1995); СР. Пантилеева (1991); В.Ф. Сафина (1986); А.А. Бодалева (1987); К. Роджерса (1959); К. Хорни (1937); М. Розенберга (1965); Р. Бернса (1986) и др. Авторы рассматривают вопросы онтогенеза самоотношения, основные механизмы формирования устойчивого позитивного самоотношения и значимые факторы нарушения нормального развития личности.
Следует отметить, что охватить даже на уровне теоретического анализа все аспекты самоотношения необычайно сложно, и состояние проблемы на сегодняшний день не позволяет ясно и однозначно определить данное понятие. Во-первых, отсутствует общепринятая и устоявшаяся терминологическая традиция. Для обозначения компонента самосознания, связанного с отношением к себе, авторы используют различные термины: самооценка, самоуважение, самопринятие, самоотношение и эмоционально-ценностное отношение к себе. Во-вторых, в понятие самоотношение в зависимости от исследовательских ориентации вкладывается различное психологическое содержание и, собственно, в литературе отсутствует термин, который способен наиболее полно отразить все психологическое содержание этого понятия.
В течение длительного времени отношение к себе изучалось в контексте социально-когнитивных проблем. Внимание авторов было направлено на механизмы оценивания, которые обусловливают чувство уверенности в себе или чувство компетентности (Уэлс Л. и Д. Марвел, Бандура А., Роттер Д. и Маркус X.). В феноменологической теории личности К. Роджерса самоотношение рассматривалось с точки зрения самопринятия, которое определялось как способ отношения к себе на основе сопоставления образа "Я" субъекта с некоторым идеалом. Делались попытки связать самоотношение и самоактуализацию. В концепции А. Маслоу рассматривалась идея зависимости знаний личности о себе и отношения к себе от степени выраженности потребности в самоактуализации.
Высказывались мнения, что отношение личности к себе является результатом самосознания и одним из фундаментальных свойств, влияющих на формирование содержательной структуры и форм проявления целой системы ее других психических особенностей. (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.В. Столин, СР. Рубинштейн, Е.В Шорохова, И.И. Чеснокова).
В ряде работ определялась природа самоотношения через категорию личностного смысла, этим самым подчеркивался ценностный характер самоотношения личности (И.И. Чеснокова, М.И. Лисина, В.В. Столин, СР. Пантелеев, И.Б.Котова, Е.Т. Соколова и др.).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--