Дипломная работа: Падежная система современного русского языка

Склонение (изменение существительных по падежам в единственном и множественном числе) русских имен существительных, прилагательных и числительных поражает многообразием представлений. Оно, в силу специфики языка, опирается на падежное изменение имен существительных. Именно опора на падежи субстантива помогает упорядочить систему склонения прилагательных и числительных.

В настоящее время особые трудности у учителей средних школ вызывает подача грамматического материала, посвященного падежам. Несмотря на разнообразие методик, приемов, использование информационных технологий, которые помогают доступно и красочно представить падежную систему, школьники младшего и среднего звена нередко испытывают трудности при определении склонений, написании падежных окончаний в именах существительных, прилагательных и числительных, глаголов. Очевидно, что формирование орфографических и грамматических норм написания и формообразования слов у подрастающего поколения ложится на плечи именно учителей начальных и V – VIII классов, так как грамотность закладывается, по словам К.Д. Ушинского, до 12 – 13 лет.

??????? ?????? ????????? ???????????? ???????? ???????? ???????? ?? ??????????? ????????? ??????? ? ??????? ????? ? ?? ???????? ? ????????? ? ??????? ?????. ???? ??????: ???????? ???????????? ???????? ??????? ???????? ?????, ????????? ????????? ???????? ????????????? ??????? ??????????????? ????????? ?? ?????? ???????? ????? ? ????????? ? ??????? ???????. ???? ?????????? ????????? ??????:1. ?????????? ???????? ???????? ??????? ? ??????? ???????????? ???????? ????? ? ??????? ???????????? ??????? ? ?? ???????????; 2. ???????????????? ??????????? ?????????? ????????? ?????? ? ??????? ?????? ???? ???????? ?????;3. ??????? ??????????? ?????? ????????? ? ??????? ???????? ????? ? ????????? ? ??????? ???????; 4. ??????? ????????? ???????????? ?????????? ??? ?????? ???????? ?????????????? ?????? ? ??????? ???????; 5. ????????????????? ????????? ???????????? ?????????? ??????????? ???????????? ??????? ??? ????????????? ????????? ? ???????? ???????. ?????? ????????????: ?????? ???????? ???????????? ????????????: ????????? ? ???????? ???????? ??????? ???????? ????? ? ?????????-???????????? ????? ??????. ????????? ???????? ???????????? ? ?????? ?????? ???????? ????? ???????, ???????????????? ?????, ????????????-???????????? ?????. ???????????? ?????????? ????????? ?????? ??????????? ? ???????? ? ??????? ??????? ???????, ????????? ???????????? ????????????? ???????? ??????? ???????? ?????, ??????????? ???????????? ?????? ????????? ??????? ? ??????? ?????????? ? ?????? ?????????? ??????????. ?????????? ?????????? ???????????? ????? ???? ???????????? ???????? ??? ?????????? ? ?????? ???????? ????? (1 ? 4, 5 - 6 ??????) ?? ??????????, ??????????, ??????????, ????????????. ????????? ?????? ?????? ?????? ??? ???????? ???????? ???????????? ?????????? ???????? ????? ? ????????? ? ??????? ???????.

Апробация работы. Материалы дипломного исследования использовались при подготовке к урокам русского языка в период прохождения педагогической практики, внеклассного мероприятия «По дорогам Грамматики» (игра-путешествие), включающего игру «Кто больше?), а также урока-лабиринта в 5 классе по теме: “Имя существительное”.


Глава I . Значение и употребление падежей в русском языке 1.1 Понятие «падеж» в русском языке: история и современность ????????? ?????? ? ??? ?????????????? ????????? ????? ????????????????, ?????????? ????????? ????????????? ?? ???????? ? ?????? ?????????, ?????????, ????????? [?????????, 1985; 193-194].?????? ?????, ??? ? ???????? ??????????? ???????, ???????? ??????? ? ?????????? ? ?????? ? ??.-????. πτῶσις (???????), ???. casus ?? cadere (??????). ???????? ?????? ????? (???????????? ? ?????? ????? ???????????) ? ????????? ?????? (?????????). ??? ???????????? ??????? ? ???????? ?????????????? ? ??????????? (declinatio) ??? ?????????????, ???????????? ?? ??????????, ???????? ????? ?????, ? ?????????????? ???????????? ? ????? ? ????? (??? ??? ?????? ?????? ???????? ?? ??? ???? ??????? ? ? ?????? ?????? ???? ???????? ? ????????? ???????????).?????????? ????????????? ??????? ??????????????? ??????, ???????? ??????? ???????? ????? ????? ??? ????? ???? ? ???????? ???????? ?????? ??????????????? ?????? (??.: ????.1). ?? ?? ???? ???? ???????? ???? ????????? ?? ???????????, ??????? ??????????? ? ? ?????????? ???????, ? ? ????? ???????? ???????????? ??????? ??????. ??????? 1. ???????????? ??????? ??????? ??????? ? ??????? ??????
Латинское название Русское название падежа Характеризующие вопросы Функция Примеры языков, в которых употребляется
Номинатив Именительный падеж Кто? Что? Подлежащее Практически все агглютинирующие и флективные языки
Генетив Родительный падеж Кого? Чего? Принадлежность, состав, участие, происхождение, определение, отрицание арабский, славянские, финский, грузинский, немецкий, (древне)греческий, исландский, ирландский, латынь, литовский, санскрит, тюркские языки, японский
Поссесив Притяжательный падеж Чей? Только принадлежность Можно отделить от генитива в: английском, кечуа, алтайских и финно-угорских языках
Датив Дательный падеж Кому? Чему? Объект передачи, адресат речи, экспериенцер Из ранних индоевропейских языков выжил в балто-славянских, романских и германских языках; финно-угорские языки, японский язык
Аккузатив Винительный Кого? Что? Объект действия Почти все агглютинирующие языки, большинство флективных
Эргатив Именительный падеж Кто? Что? Субъект действия Языки эргативного строя
Абсолютив Именительный падеж Кто? Кого? Что? Объект действия или состояния
Аффектив Дательный падеж Кто? Кому? Субъект, воспринимающий что-либо или испытывающий какие-либо чувства
Комитатив или Социатив С кем? Второстепенные субъекты действия Финский, Баскский
Инструменталис Творительный падеж Кем? Чем? Орудие действия; иногда субъект действия Монгольские
Партитив Частичный падеж Чего? Действие переходит только на часть объекта
Вокатив Звательный падеж Обращение
Эссив Какой? Как? Нахождение в каком-либо состоянии
Транслатив Во что? Кем/чем стал? Изменение состояния или местонахождения
Локатив Местный падеж Где? В чём? Местонахождение Финно-угорские, тюркские, балтийские языки, этрусский, украинский
Адессив Где? Около чего? Место (внешн.) нахождения
Инессив Где? В чём? Место (внутр.) нахождения
Аллатив Направительный падеж Куда? К чему? Конечный пункт траектории, предмет, на котором скажется действие Финно-угорские, тюркские языки
Иллатив Точного аналога нет Куда? Во что? Конечный (внутр.) пункт действия Финно-угорские языки
Аблатив Исходный Откуда? С чего? От чего? Исходная точка действия Финно-угорские языки, тюркские, древние индоевропейские языки
Элатив Точного аналога нет Из(нутри) чего? Исходная (внутр.) точка действия Финно-угорские языки
Пролатив Точного аналога нет Вдоль чего? Только к протяженным объектам Монгольские
Терминатив Точного аналога нет До уровня чего? (по куда?) Указание высоты/глубины Монгольские
????? ???? ????? ?????, ?????????? ??? ????????? ? ?????? ?????? ? ??????? ??????????? ??? ??????????????. ????????: ???????? ????? ??????, ???? ?? ?????, ?????? ??????, ??????????? ??????? ? ?????? ???????? ????? ?? ????? ???? ???????? ????????? ????????? ??? ? ?????? ????????, ?? ?????, ??????, ???????????. ??? ????????? ????? ???? ?????? ??????????????, ? ?????? ????? ??????? ?????? ????? ????? ????????? ????????.??????????? ???????? ?????????????? ???????? ???????? 6 ???????.
Русское название Латинское название Характеризующий вопрос
Именительный Номинатив (Nominative) Кто? Что?
Родительный Генитив (Genitive) Кого? Чего?
Дательный Датив (Dative) Кому? Чему?
Винительный Аккузатив (Accusative) Кого? Что?
Творительный Аблатив (объединяет инструментатив [Instrumentative], локатив и аблатив) Кем? Чем?
Предложный Препозитив (Preposition) О ком? О чём?
?? ??????? ????????? ?????????? ? ??????? ???????? ?????????: ????? (?????) ?????(?) ????????, ?????(?) ?????? ????????; ?????, ?????, ????? ???? ?????? ?????????; ???? ??????? ????, ????? ???????? ?????????; ????? ????? ?????, ????? ?????? ?????; ????? ????? ?????, ??????? ?????? ?????; ?? ?????? ????? ?????? ????????, ?????????; ????? ??????? ??? ???? ??????? ??????????; ?????, ???????, ??? ?????? ?????? ?????????; ????? ????? ??????? ???? ???????????, ???????????? [????????? ? ??. ???.].??????????? ??????????? ????????????, ????????? ?? ??????????, ???????? ???????? ????????. ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? (onomastikē, nominativus) ??? ??????????? ????? ????????? orthē ? ??????, ? ??????? ?? ??????, ?????????????, ???????????? (klisis, declinatio - ?????????), ?????? ?? ? ????????? ??????, ?????????? (plagiai, ptōseis). ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? (genikē, genetivus - ???????) ??????? ???? ??? ?? ????, ??? ?? ?????? ????????? ???, ??????????????, ?????????????. ? ? ? ? ? ? ? ? ? (dotikē, dativus) ????? ????????? ??????? ???? ?? ????? ??????? (??. ???????????? ?????????? ?????? ??? ??????? ???? ? ??????). ?????? ????????? ??????????, ????????????????? ???????????? ?????? (aitiatikē), ??? ????? ???? ????????? ?? ????????? ???? ? accuativus (?????????: ???????????), ?????? ???? ?? causativus. ?? ??? ?? ????? ????????? ???????? ?????????? ??????. ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? (instrumentalis - ???????) ????? ?????? ? ??????? ?????????? ?????????? ???????? (??????????? ??????????, 1596). ??????? ?????????? ? ????? ???????????? (1619) ???????? ??????? ???????? ???????????? ??? ???????????? ??????? (??. ???????? ? ??????? ? ???-??????), ??????? ????? ??????????? ??? ???????????? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? [??????????, 1972; 144], ?????????? ??????????????? ???????????? ????? ?????? ?????? ? ??????????. ??? ?????????????? ? ???????????????? ?????? ???? ????? ?????????? ????????? (?? ?????? ?? ??????? ????????); ?? ????????????? ???????????? ??? ????????, ??? ??? ?????? ????????? ??????: ?????????'? ???????? ?? ??????????.

Однако существует мнение, что в русском языке можно выделить, помимо этих шести падежей, еще несколько словоформ-падежей, которые не упоминаются при обучении в школе (см.: Табл. 1), но могут быть использованы учителем как дополнительный языковой материал. К таким падежам относят: звательный, количественно-отделительный, местный и исходный падежи.

Формы звательного падежа (вокатив) используются при обращении к человеку (им. падеж: Аня — звательный: Ань!) (Ань, домой пойдешь?). Однако в настоящее время вместо вымершего старого звательного падежа используется так называемый новый звательный падеж, который образуется путем усечения конечной гласной существительного [О звательном падеже.. – эл. дан.]. Звательный падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года (в близкородственных белорусском и украинском языках он выделяется как 7-ой падеж и поныне). Слова в форме этого архаичного звательного падежа можно обнаружить в старой литературе, особенно церковной (например, слова «отче», «Боже», «Господи», «старче», которые в современном русском языке являются архаизмами).

Звательный падеж не выражает зависимости между словами и необходим для выражения зависимости слов в предложении: (кто?) Иван родил (кого?) девчонку

Существительное «Иван» применено в форме именительного падежа, «девчонка» — в форме винительного. Отсюда мы понимаем, что именно Иван родил девчонку, а не наоборот.

Существовавшая в русском языке третья форма звательного падежа сохранилась в словах «деда», «доча» и т. п.

Однако некоторые лингвисты трактуют эти формы не как звательный падеж, а как звательную форму, поскольку в современном языке сохранились только отдельные остаточные формы древнего звательного падежа, в то время как далеко не все имена имеют звательную форму. Это объясняется определением падежа, который должен выражать синтаксические отношения. Обращения между тем членами предложения не являются и в синтаксических отношениях не участвуют.

Количественно-отделительный (партитив, или второй родительный) падеж использовался при употреблении существительного, означающего целое по отношению к некоторой части, также упоминающейся. Этот падеж мы можем услышать в двух равносильных формах некоторых словосочетаний: например, «головка чеснока», но также «головка чесноку»; особенно хорошо он заметен применительно к неисчисляемым существительным: сахару, песку (не путать с дательным) и др. Есть мнение, что этот падеж — один из двух, могущих быть прямым дополнением при глаголе. Причём глаголы могут иметь в качестве прямого дополнения как лишь существительное в партитиве, так и в аккузативе. (Это часто зависит от одушевлённости и исчисляемости существительного).

Местный (локатив, или второй предложный) падеж, в котором ставится существительное, означает место действия, например: «стоять в снегу» (но предложный падеж: «думать о снеге»).

Исходный (аблатив) падеж, в котором ставится существительное, означает место начала движения, например: «вышел и́з лесу» (отличается от местного падежа ударением) [Богородицкий 1935; 167—167, 311].

Кроме этих падежей специалисты (например, В. А. Успенский [Успенский], А. А. Зализняк [Зализняк 2002]) иногда выделяют ещё несколько (ждательный, временной, включительный, счётные и др.). Точное количество выделяемых падежей зависит от выбранного определения падежа.

Как правило, для определения падежа существительного используют прием постановки характеризующего вопроса. Однако не всегда этот принцип является основополагающим. Так, для винительного - нет ни одного уникального вопроса, для предложного - нет общего вопроса (предлог в вопросе зависит от предлога в предложении), для звательного - вопросов нет вообще.

??? ?????, ????????? ??????? ????? ?????????????? ????????? (????? ?????? ? ?????????? ?????????) ????????? ??????????, ????? ?? ????? ???? ? ?????????? ??????. ????? ????? ????? ?? ????, ? ????????? ????????. ????????, ???????? ?????????? ??? ????????????? ?????? '???????? ?????? ??? ????????, ??? ?????? ???????? ???????????? ????????'. ??, ????? ????, ???? ???????????? ??????? ? ????, ??????? (??? ?????? ?? ??, ??? ?????? ?????) ???????????? ??????? ? ?????? ???????? ?????, ?????; ???????????? ????????? ? ?????? ??????? ? ?.?. ???? ???????? ?? ????????, ?????? ?????? ????????????? ?????? ????? ???????? ????????? ???????.

Итак, определить число падежей на основе формальных признаков нельзя, так как среди них нет единообразия, на основе смысла – тоже нельзя, так как нет предела для дробления значений. Сколько же падежей? Этот вопрос ставил еще академик А.И. Соболевский, он писал: «Сколько падежей? Ответ на этот вопрос не только труден, но прямо невозможен. Если принять за основание звуковую форму имени… то мы должны будем сказать, что одни имена (например, кость – только с тремя разными звуковыми формами единственного числа) имеют меньше всего падежей, чем другие.. и что число падежей неопределённо. Если же принять за основание грамматическое значение…. То мы должны будем считать большое количество падежей… Тогда, например, форма хлеба в разных предложениях (я взял себе хлеба, мясо лучше хлеба, мягкость – свойство хлеба)» будет представлять три падежа…» [Энциклопедия для детей, 1998; 31, 171].

?? ?????? ?.?. ???????????, ?? ????? ??????? ? ??????????? ??????? ?????, ?????????? ????????? ???????? (? ??????? ?? ?????????????), ??????????? ? ?????????? ????? ???? ?? ????????????? ??? ??????????? ?? ??????? ???? ???? ??????? ? ?????? ?? ??? [?????????? 1984; 204].?????????? ???????????? ???????? ??????? ???????? ?????.

Форма и м е н и т е л ь н о г о п а д е ж а - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существительное употребляется для наименования, названия лица, предмета, явления. В этом падеже всегда стоит подлежащее (а также приложение к нему): Д е в у ш к а вошла в комнату; Н о ч ь прошла незаметно; Чижа захлопнула з л о д е й к а-з а п а д н я (Кр.). В этом же падеже может стоять именная часть составного сказуемого: Грушницкий – ю н к е р; Хорь был ч е л о в е к п о л о ж и т е л ь н ы й (Т.). В именительном падеже стоит также главный член односоставного номинативного предложения: Вот опальный д о м и к (П.). Вне синтаксической связи с предложением в именительном падеже стоит обращение: О т е ц, о т е ц, оставь угрозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное в е т р и л о (П.).

Р о д и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.

??????????-??????????? ?????????? ???????? ????????????? ???????????: ??????? ?????? ???????, ??????? ???????? ???, ???? ???????? ??????; ??????????????: ????? ??????, ??? ????; ????????: ??????? ??????, ????????? ???????, ?????? ?????????; ???????: ?????? ??????????? (????? ?????? ????? ???????????; ?? ?????? ???????????, ?. ?. ?????? ????? ?????????? ????-???? ???? ??????????? ????????) [?? ? 70; 287]. ??? ???????? ???????? ? ??? ??????? ?????????, ????????: ? ???? ???? ???????? ????, ? ???? ????? ??????? ????????, ? ???????? ??????? ??? ? ?. ?.

Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Р о д и т е л е й лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать б р о д о в, нам не удалось от них отделаться (Арс.); Эти главы не избегли общей у ч а с т и. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю с л а в ы я (П.); ...С в о б о д ы хочу, н е з а в и с и м о с т и (Гонч.).

Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.

Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега и т.д.

??????????? ?????????????-????????????? ????? ??????????? ?????????? ?????????? ??????????????? ????? ???????????? ? ????????): ???? ???, ??? ???? ??????, ?????????? ????, ?????????? ?????????, ?????? ??????; ????????, ???????: ???????? ?????????, ???????? ?????, ???????????? ??????; ?????????? ????: ???????? ??????, ??????? ??????. ??? ???????? ?????????? ??? ?????? ?????????, ???? ??, ??, ??, ?????: ?????? ?? ??????, ??????????? ?? ????????, ????? ?? ?????? ???????, ?? ???? ? ?? ????, ???? ?? ?????, ???????? ?? ????????, ????????? ?? ???????, ??????? ?? ????. ???????? ??????? ??????????? ????????? ???????? - ??????? ???????? ???? ??????? ? ??????????: ? ???????, ?? ??????, ?? ????, (???????? ?? ????). ?????????? ??????? ???????????? ?????????????-?????????????? ??????????? ? ?????? ????????? -? ? ????????? ??????????????? ???????? ????, ???? ?????? ?? ?????? ? ???????????? ??????????-????????????, ?? ?????? ??????? ????????????.

Д а т е л ь н ы й п а д е ж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам.

В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: С а ш е не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Т а т ь я н е (П.); Моей б о л ь н о й все хуже становится (Т.).

В и н и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души л е т о целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый д е н ь, каждый ч а с (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др.

Т в о р и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах.

Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия или средства действия: Предлинной х в о р о с т и н о й мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); Старуха подперлась л а д о н ь ю (Л. Т.) и т.д.

Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства, образа и способа действия: К л у б а м и черный дым несется к облакам (Кр.); Кони, фыркая, в и х р е м летели... (Н.); Чуть проторенная дорога вела л е с о м (А.Н. Т.); - ...Ну, мертвая! - крикнул малюточка б а с о м... (Н.) и др.

Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Т у р г е н е в ы м в 1867 году.

?????? ?????? ?????????? ????????????? ?????? ???????????? ??? ?????????? ???????????? ?????????????, ?. ?. ?????????? (?? ??????? ??? ??? ???) ????????? ?????????. ?? ???????????? ??? ????????? ??????? ????? ?????????? ??????????: ?????? ??????? ?????? [?.?. ?????????], ????????? ???, ??? ???? ?????, ?????? ??? ??? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? , ? ? ? ? ? ? ? ?, ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?, ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?? ? ? ? ? ? ? ?, ? ? ? ? ? ? ? ? ?, ? ???????? ??? ? ? ? ? ? ? ? (??????????); ?? ???? ??????? ?????????; ???????? ????? ????????? ? ???????? ???????????.?????? ? ????? ???????? ? ???????? ????????????? ??????, ???????????? ?????????, ?????????, ???????? ???? ??? ????????, ???????? ???????? ????? ? ??????????? ?????? ??? ?????????? ???????? ????????, ?????????, ???????, ?????????? (????? ????). ??? ?????? ??????????????? ?????? ????????????? ????? ???????????? ???????? ??????? ???????????? ?????????????: ??? ??????? ????????????? ? ?? ?????? ?????????????, ??? ??????? ????????????? ? ?? ????????? ????????????? ? ?. ?. [??-70; 336].

Приименный творительный падеж употребляется: а) при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б) при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.

П р е д л о ж н ы й п а д е ж употребляется и при глаголах, и при именах, но всегда только с предлогом.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 381
Бесплатно скачать Дипломная работа: Падежная система современного русского языка