Дипломная работа: Падежная система современного русского языка
Склонение (изменение существительных по падежам в единственном и множественном числе) русских имен существительных, прилагательных и числительных поражает многообразием представлений. Оно, в силу специфики языка, опирается на падежное изменение имен существительных. Именно опора на падежи субстантива помогает упорядочить систему склонения прилагательных и числительных.
В настоящее время особые трудности у учителей средних школ вызывает подача грамматического материала, посвященного падежам. Несмотря на разнообразие методик, приемов, использование информационных технологий, которые помогают доступно и красочно представить падежную систему, школьники младшего и среднего звена нередко испытывают трудности при определении склонений, написании падежных окончаний в именах существительных, прилагательных и числительных, глаголов. Очевидно, что формирование орфографических и грамматических норм написания и формообразования слов у подрастающего поколения ложится на плечи именно учителей начальных и V – VIII классов, так как грамотность закладывается, по словам К.Д. Ушинского, до 12 – 13 лет.
??????? ?????? ????????? ???????????? ???????? ???????? ???????? ?? ??????????? ????????? ??????? ? ??????? ????? ? ?? ???????? ? ????????? ? ??????? ?????. ???? ??????: ???????? ???????????? ???????? ??????? ???????? ?????, ????????? ????????? ???????? ????????????? ??????? ??????????????? ????????? ?? ?????? ???????? ????? ? ????????? ? ??????? ???????. ???? ?????????? ????????? ??????:1. ?????????? ???????? ???????? ??????? ? ??????? ???????????? ???????? ????? ? ??????? ???????????? ??????? ? ?? ???????????; 2. ???????????????? ??????????? ?????????? ????????? ?????? ? ??????? ?????? ???? ???????? ?????;3. ??????? ??????????? ?????? ????????? ? ??????? ???????? ????? ? ????????? ? ??????? ???????; 4. ??????? ????????? ???????????? ?????????? ??? ?????? ???????? ?????????????? ?????? ? ??????? ???????; 5. ????????????????? ????????? ???????????? ?????????? ??????????? ???????????? ??????? ??? ????????????? ????????? ? ???????? ???????. ?????? ????????????: ?????? ???????? ???????????? ????????????: ????????? ? ???????? ???????? ??????? ???????? ????? ? ?????????-???????????? ????? ??????. ????????? ???????? ???????????? ? ?????? ?????? ???????? ????? ???????, ???????????????? ?????, ????????????-???????????? ?????. ???????????? ?????????? ????????? ?????? ??????????? ? ???????? ? ??????? ??????? ???????, ????????? ???????????? ????????????? ???????? ??????? ???????? ?????, ??????????? ???????????? ?????? ????????? ??????? ? ??????? ?????????? ? ?????? ?????????? ??????????. ?????????? ?????????? ???????????? ????? ???? ???????????? ???????? ??? ?????????? ? ?????? ???????? ????? (1 ? 4, 5 - 6 ??????) ?? ??????????, ??????????, ??????????, ????????????. ????????? ?????? ?????? ?????? ??? ???????? ???????? ???????????? ?????????? ???????? ????? ? ????????? ? ??????? ???????.Апробация работы. Материалы дипломного исследования использовались при подготовке к урокам русского языка в период прохождения педагогической практики, внеклассного мероприятия «По дорогам Грамматики» (игра-путешествие), включающего игру «Кто больше?), а также урока-лабиринта в 5 классе по теме: “Имя существительное”.
Глава I . Значение и употребление падежей в русском языке 1.1 Понятие «падеж» в русском языке: история и современность ????????? ?????? ? ??? ?????????????? ????????? ????? ????????????????, ?????????? ????????? ????????????? ?? ???????? ? ?????? ?????????, ?????????, ????????? [?????????, 1985; 193-194].?????? ?????, ??? ? ???????? ??????????? ???????, ???????? ??????? ? ?????????? ? ?????? ? ??.-????. πτῶσις (???????), ???. casus ?? cadere (??????). ???????? ?????? ????? (???????????? ? ?????? ????? ???????????) ? ????????? ?????? (?????????). ??? ???????????? ??????? ? ???????? ?????????????? ? ??????????? (declinatio) ??? ?????????????, ???????????? ?? ??????????, ???????? ????? ?????, ? ?????????????? ???????????? ? ????? ? ????? (??? ??? ?????? ?????? ???????? ?? ??? ???? ??????? ? ? ?????? ?????? ???? ???????? ? ????????? ???????????).?????????? ????????????? ??????? ??????????????? ??????, ???????? ??????? ???????? ????? ????? ??? ????? ???? ? ???????? ???????? ?????? ??????????????? ?????? (??.: ????.1). ?? ?? ???? ???? ???????? ???? ????????? ?? ???????????, ??????? ??????????? ? ? ?????????? ???????, ? ? ????? ???????? ???????????? ??????? ??????. ??????? 1. ???????????? ??????? ??????? ??????? ? ??????? ??????
Латинское название | Русское название падежа | Характеризующие вопросы | Функция | Примеры языков, в которых употребляется |
Номинатив | Именительный падеж | Кто? Что? | Подлежащее | Практически все агглютинирующие и флективные языки |
Генетив | Родительный падеж | Кого? Чего? | Принадлежность, состав, участие, происхождение, определение, отрицание | арабский, славянские, финский, грузинский, немецкий, (древне)греческий, исландский, ирландский, латынь, литовский, санскрит, тюркские языки, японский |
Поссесив | Притяжательный падеж | Чей? | Только принадлежность | Можно отделить от генитива в: английском, кечуа, алтайских и финно-угорских языках |
Датив | Дательный падеж | Кому? Чему? | Объект передачи, адресат речи, экспериенцер | Из ранних индоевропейских языков выжил в балто-славянских, романских и германских языках; финно-угорские языки, японский язык |
Аккузатив | Винительный | Кого? Что? | Объект действия | Почти все агглютинирующие языки, большинство флективных |
Эргатив | Именительный падеж | Кто? Что? | Субъект действия | Языки эргативного строя |
Абсолютив | Именительный падеж | Кто? Кого? Что? | Объект действия или состояния | |
Аффектив | Дательный падеж | Кто? Кому? | Субъект, воспринимающий что-либо или испытывающий какие-либо чувства | |
Комитатив или Социатив | С кем? | Второстепенные субъекты действия | Финский, Баскский | |
Инструменталис | Творительный падеж | Кем? Чем? | Орудие действия; иногда субъект действия | Монгольские |
Партитив | Частичный падеж | Чего? | Действие переходит только на часть объекта | |
Вокатив | Звательный падеж | Обращение | ||
Эссив | Какой? Как? | Нахождение в каком-либо состоянии | ||
Транслатив | Во что? Кем/чем стал? | Изменение состояния или местонахождения | ||
Локатив | Местный падеж | Где? В чём? | Местонахождение | Финно-угорские, тюркские, балтийские языки, этрусский, украинский |
Адессив | Где? Около чего? | Место (внешн.) нахождения | ||
Инессив | Где? В чём? | Место (внутр.) нахождения | ||
Аллатив | Направительный падеж | Куда? К чему? | Конечный пункт траектории, предмет, на котором скажется действие | Финно-угорские, тюркские языки |
Иллатив | Точного аналога нет | Куда? Во что? | Конечный (внутр.) пункт действия | Финно-угорские языки |
Аблатив | Исходный | Откуда? С чего? От чего? | Исходная точка действия | Финно-угорские языки, тюркские, древние индоевропейские языки |
Элатив | Точного аналога нет | Из(нутри) чего? | Исходная (внутр.) точка действия | Финно-угорские языки |
Пролатив | Точного аналога нет | Вдоль чего? | Только к протяженным объектам | Монгольские |
Терминатив | Точного аналога нет | До уровня чего? (по куда?) | Указание высоты/глубины | Монгольские |
Русское название | Латинское название | Характеризующий вопрос |
Именительный | Номинатив (Nominative) | Кто? Что? |
Родительный | Генитив (Genitive) | Кого? Чего? |
Дательный | Датив (Dative) | Кому? Чему? |
Винительный | Аккузатив (Accusative) | Кого? Что? |
Творительный | Аблатив (объединяет инструментатив [Instrumentative], локатив и аблатив) | Кем? Чем? |
Предложный | Препозитив (Preposition) | О ком? О чём? |
Однако существует мнение, что в русском языке можно выделить, помимо этих шести падежей, еще несколько словоформ-падежей, которые не упоминаются при обучении в школе (см.: Табл. 1), но могут быть использованы учителем как дополнительный языковой материал. К таким падежам относят: звательный, количественно-отделительный, местный и исходный падежи.
Формы звательного падежа (вокатив) используются при обращении к человеку (им. падеж: Аня — звательный: Ань!) (Ань, домой пойдешь?). Однако в настоящее время вместо вымершего старого звательного падежа используется так называемый новый звательный падеж, который образуется путем усечения конечной гласной существительного [О звательном падеже.. – эл. дан.]. Звательный падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года (в близкородственных белорусском и украинском языках он выделяется как 7-ой падеж и поныне). Слова в форме этого архаичного звательного падежа можно обнаружить в старой литературе, особенно церковной (например, слова «отче», «Боже», «Господи», «старче», которые в современном русском языке являются архаизмами).
Звательный падеж не выражает зависимости между словами и необходим для выражения зависимости слов в предложении: (кто?) Иван родил (кого?) девчонку
Существительное «Иван» применено в форме именительного падежа, «девчонка» — в форме винительного. Отсюда мы понимаем, что именно Иван родил девчонку, а не наоборот.
Существовавшая в русском языке третья форма звательного падежа сохранилась в словах «деда», «доча» и т. п.
Однако некоторые лингвисты трактуют эти формы не как звательный падеж, а как звательную форму, поскольку в современном языке сохранились только отдельные остаточные формы древнего звательного падежа, в то время как далеко не все имена имеют звательную форму. Это объясняется определением падежа, который должен выражать синтаксические отношения. Обращения между тем членами предложения не являются и в синтаксических отношениях не участвуют.
Количественно-отделительный (партитив, или второй родительный) падеж использовался при употреблении существительного, означающего целое по отношению к некоторой части, также упоминающейся. Этот падеж мы можем услышать в двух равносильных формах некоторых словосочетаний: например, «головка чеснока», но также «головка чесноку»; особенно хорошо он заметен применительно к неисчисляемым существительным: сахару, песку (не путать с дательным) и др. Есть мнение, что этот падеж — один из двух, могущих быть прямым дополнением при глаголе. Причём глаголы могут иметь в качестве прямого дополнения как лишь существительное в партитиве, так и в аккузативе. (Это часто зависит от одушевлённости и исчисляемости существительного).
Местный (локатив, или второй предложный) падеж, в котором ставится существительное, означает место действия, например: «стоять в снегу» (но предложный падеж: «думать о снеге»).
Исходный (аблатив) падеж, в котором ставится существительное, означает место начала движения, например: «вышел и́з лесу» (отличается от местного падежа ударением) [Богородицкий 1935; 167—167, 311].
Кроме этих падежей специалисты (например, В. А. Успенский [Успенский], А. А. Зализняк [Зализняк 2002]) иногда выделяют ещё несколько (ждательный, временной, включительный, счётные и др.). Точное количество выделяемых падежей зависит от выбранного определения падежа.
Как правило, для определения падежа существительного используют прием постановки характеризующего вопроса. Однако не всегда этот принцип является основополагающим. Так, для винительного - нет ни одного уникального вопроса, для предложного - нет общего вопроса (предлог в вопросе зависит от предлога в предложении), для звательного - вопросов нет вообще.
??? ?????, ????????? ??????? ????? ?????????????? ????????? (????? ?????? ? ?????????? ?????????) ????????? ??????????, ????? ?? ????? ???? ? ?????????? ??????. ????? ????? ????? ?? ????, ? ????????? ????????. ????????, ???????? ?????????? ??? ????????????? ?????? '???????? ?????? ??? ????????, ??? ?????? ???????? ???????????? ????????'. ??, ????? ????, ???? ???????????? ??????? ? ????, ??????? (??? ?????? ?? ??, ??? ?????? ?????) ???????????? ??????? ? ?????? ???????? ?????, ?????; ???????????? ????????? ? ?????? ??????? ? ?.?. ???? ???????? ?? ????????, ?????? ?????? ????????????? ?????? ????? ???????? ????????? ???????.Итак, определить число падежей на основе формальных признаков нельзя, так как среди них нет единообразия, на основе смысла – тоже нельзя, так как нет предела для дробления значений. Сколько же падежей? Этот вопрос ставил еще академик А.И. Соболевский, он писал: «Сколько падежей? Ответ на этот вопрос не только труден, но прямо невозможен. Если принять за основание звуковую форму имени… то мы должны будем сказать, что одни имена (например, кость – только с тремя разными звуковыми формами единственного числа) имеют меньше всего падежей, чем другие.. и что число падежей неопределённо. Если же принять за основание грамматическое значение…. То мы должны будем считать большое количество падежей… Тогда, например, форма хлеба в разных предложениях (я взял себе хлеба, мясо лучше хлеба, мягкость – свойство хлеба)» будет представлять три падежа…» [Энциклопедия для детей, 1998; 31, 171].
?? ?????? ?.?. ???????????, ?? ????? ??????? ? ??????????? ??????? ?????, ?????????? ????????? ???????? (? ??????? ?? ?????????????), ??????????? ? ?????????? ????? ???? ?? ????????????? ??? ??????????? ?? ??????? ???? ???? ??????? ? ?????? ?? ??? [?????????? 1984; 204].?????????? ???????????? ???????? ??????? ???????? ?????.Форма и м е н и т е л ь н о г о п а д е ж а - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существительное употребляется для наименования, названия лица, предмета, явления. В этом падеже всегда стоит подлежащее (а также приложение к нему): Д е в у ш к а вошла в комнату; Н о ч ь прошла незаметно; Чижа захлопнула з л о д е й к а-з а п а д н я (Кр.). В этом же падеже может стоять именная часть составного сказуемого: Грушницкий – ю н к е р; Хорь был ч е л о в е к п о л о ж и т е л ь н ы й (Т.). В именительном падеже стоит также главный член односоставного номинативного предложения: Вот опальный д о м и к (П.). Вне синтаксической связи с предложением в именительном падеже стоит обращение: О т е ц, о т е ц, оставь угрозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное в е т р и л о (П.).
Р о д и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.
??????????-??????????? ?????????? ???????? ????????????? ???????????: ??????? ?????? ???????, ??????? ???????? ???, ???? ???????? ??????; ??????????????: ????? ??????, ??? ????; ????????: ??????? ??????, ????????? ???????, ?????? ?????????; ???????: ?????? ??????????? (????? ?????? ????? ???????????; ?? ?????? ???????????, ?. ?. ?????? ????? ?????????? ????-???? ???? ??????????? ????????) [?? ? 70; 287]. ??? ???????? ???????? ? ??? ??????? ?????????, ????????: ? ???? ???? ???????? ????, ? ???? ????? ??????? ????????, ? ???????? ??????? ??? ? ?. ?.Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Р о д и т е л е й лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать б р о д о в, нам не удалось от них отделаться (Арс.); Эти главы не избегли общей у ч а с т и. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю с л а в ы я (П.); ...С в о б о д ы хочу, н е з а в и с и м о с т и (Гонч.).
Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.
Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега и т.д.
??????????? ?????????????-????????????? ????? ??????????? ?????????? ?????????? ??????????????? ????? ???????????? ? ????????): ???? ???, ??? ???? ??????, ?????????? ????, ?????????? ?????????, ?????? ??????; ????????, ???????: ???????? ?????????, ???????? ?????, ???????????? ??????; ?????????? ????: ???????? ??????, ??????? ??????. ??? ???????? ?????????? ??? ?????? ?????????, ???? ??, ??, ??, ?????: ?????? ?? ??????, ??????????? ?? ????????, ????? ?? ?????? ???????, ?? ???? ? ?? ????, ???? ?? ?????, ???????? ?? ????????, ????????? ?? ???????, ??????? ?? ????. ???????? ??????? ??????????? ????????? ???????? - ??????? ???????? ???? ??????? ? ??????????: ? ???????, ?? ??????, ?? ????, (???????? ?? ????). ?????????? ??????? ???????????? ?????????????-?????????????? ??????????? ? ?????? ????????? -? ? ????????? ??????????????? ???????? ????, ???? ?????? ?? ?????? ? ???????????? ??????????-????????????, ?? ?????? ??????? ????????????.Д а т е л ь н ы й п а д е ж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам.
В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: С а ш е не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Т а т ь я н е (П.); Моей б о л ь н о й все хуже становится (Т.).
В и н и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души л е т о целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый д е н ь, каждый ч а с (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др.
Т в о р и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах.
Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия или средства действия: Предлинной х в о р о с т и н о й мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); Старуха подперлась л а д о н ь ю (Л. Т.) и т.д.
Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства, образа и способа действия: К л у б а м и черный дым несется к облакам (Кр.); Кони, фыркая, в и х р е м летели... (Н.); Чуть проторенная дорога вела л е с о м (А.Н. Т.); - ...Ну, мертвая! - крикнул малюточка б а с о м... (Н.) и др.
Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Т у р г е н е в ы м в 1867 году.
?????? ?????? ?????????? ????????????? ?????? ???????????? ??? ?????????? ???????????? ?????????????, ?. ?. ?????????? (?? ??????? ??? ??? ???) ????????? ?????????. ?? ???????????? ??? ????????? ??????? ????? ?????????? ??????????: ?????? ??????? ?????? [?.?. ?????????], ????????? ???, ??? ???? ?????, ?????? ??? ??? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? , ? ? ? ? ? ? ? ?, ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?, ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?? ? ? ? ? ? ? ?, ? ? ? ? ? ? ? ? ?, ? ???????? ??? ? ? ? ? ? ? ? (??????????); ?? ???? ??????? ?????????; ???????? ????? ????????? ? ???????? ???????????.?????? ? ????? ???????? ? ???????? ????????????? ??????, ???????????? ?????????, ?????????, ???????? ???? ??? ????????, ???????? ???????? ????? ? ??????????? ?????? ??? ?????????? ???????? ????????, ?????????, ???????, ?????????? (????? ????). ??? ?????? ??????????????? ?????? ????????????? ????? ???????????? ???????? ??????? ???????????? ?????????????: ??? ??????? ????????????? ? ?? ?????? ?????????????, ??? ??????? ????????????? ? ?? ????????? ????????????? ? ?. ?. [??-70; 336].Приименный творительный падеж употребляется: а) при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б) при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.
П р е д л о ж н ы й п а д е ж употребляется и при глаголах, и при именах, но всегда только с предлогом.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--