Дипломная работа: Педагогические условия для развития игры детей дошкольного возраста в условиях приюта (на примере социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Козульский")
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРИЮТА (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ "КОЗУЛЬСКИЙ")
дипломная работа
Содержание
Введение
1. Условия развития игровой деятельности дошкольника в приюте
1.1 Значение игры в дошкольном детстве
1.2 Основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации жизни детей дошкольного возраста
1.3 Этапы развития игры
1.4. Педагогические условия для развития игры дошкольников
1.5 Особенности среды приюта
1.6 Влияние среды приюта на игровую деятельность дошкольника
2. Исследование
2.1 Модель исследования
2.2 Результаты и обсуждение
Выводы
Заключение
Литература
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Введение
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.
Игровая деятельность не возникает сама по себе, не изобретается ребенком: она задается взрослыми, которые учат его играть, передают ему общественно сложившиеся способы игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заменители, другие средства изображения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам) (19). Усваивая технику различных игр в общении со взрослыми, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект (9).
В семье есть возможность дать ребенку в дополнение к готовым игрушкам различные бытовые предметы, которые помогают реализации замысла игры, воплощению образа. Мамина блузка превращается в халат Айболита, а плед оказывается незаменимым для постройки "хижины", диванные подушки становятся "крокодилами", а кресло прекрасный "космический корабль", "королевский трон". Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях они еще "не доросли", а именно в отношения взаимного контроля и помощи, соподчинения, требовательности. Часто в процессе игры появляется потребность в предметах, которые легко смастерить. И тут незаменима помощь взрослых. Но когда ребенок воспитывается вне семьи это сделать очень трудно, ему не хватает условий для нормального развития.
Социальные приюты – это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывают помощь по разрешению их жизненных проблем. Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте так же индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежище в приюте до решения его дальнейшей судьбы.(1)
Попадая в приют, дети получают психическую травму. У большинства детей развивается чувство неуверенности в себе, тревоги.
В приютах предметная среда обновляется очень редко. Многие вещи, которые доступны детям из нормальной семьи, детям из приюта не доступны. Они могут играть лишь с теми игрушками, которые им дают. Воспитатель не в силах, физически, уделить всем равное внимание. Если в нормальной семье родители рассказывают ребенку, например, о разных профессиях, то у детей из приюта такого опыта нет (9).
Объектом исследования выступает сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста в условиях приюта.
Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию сюжетно-ролевой игры в условиях приюта.
Цель изучить влияние выделенных педагогических условий на развитие игры дошкольника в условиях приюта.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:
* Раскрыть психолого-педагогическое содержание понятия "игровое пространство", сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста
* Выявить значение педагога для создания детьми игрового пространства в сюжетно-ролевой игре
*Определить и проверить в опытно-экспериментальной работе педагогические условия, способствующие развитию игровой деятельности
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--