Дипломная работа: Педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования гуманистической направленности отношения к миру у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Проблемы формирования гуманистической направленности в психолого-педагогической литературе
1.2 Содержание гуманистической направленности воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Средства формирования гуманистической направленности детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманистической направленности детей дошкольного возраста
2.1 Место сюжетно ролевых игр в системе средств формирования личности
2.2 Сущность воспитательного воздействия сюжетно-ролевой игры в приобретении и накоплении ребенком социального опыта
2.3 Методы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в целях формирования гуманистической направленности детей старшего дошкольного возраста
Глава III. Экспериментальное исследование возможности использования сюжетно-ролевой игры для формирования гуманистической направленности отношения к миру детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст — это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок является легко ранимым, социально не адаптированным, находится в стадии эмоционального и духовно-нравственного становления. Преобладающие в российском обществе антигуманные образцы оказывают негативное влияние на становление личности старшего дошкольника. Поэтому гуманистическое воспитание необходимо осуществлять начиная с дошкольного возраста.
Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание. Гуманность обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.
Теоретическая важность формирования гуманных отношений в детской группе обусловлена местонахождением этой проблемы на стыке ведущих областей научного знания: общей, социальной и возрастной психологии, этики, педагогики и др., проблематика каждой из которых развивается в настоящее время относительно изолированно. Однако важность приобретает другой вопрос – о средствах формирования гуманности у дошкольников. Какими должны быть эти средства, если мы несомненно должны учитывать психологические и возрастные особенности дошкольника?
Многолетний опыт педагогических и психологических исследований мира детсва показывают, что особое место в системе коллективных взаимоотношений детей отводится игре, являющейся, по определению Д.Б. Эльконина, «школою произвольного поведения ребенка», «школой морали в действий»[1] . Вслед за Л.С. Выготским, рассматривая ролевую игру как кооперативную деятельность, отечественные исследователи придают ей важное значение в обеспечении дружеских взаимоотношений детей, поскольку именно в игре ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои действия с другими, подчиняться правилам, оказывать помощь[2] . В работах многих отечественных авторов именно коллективная деятельность детей (осуществляемая главным образом через игры) оказывается не просто вплетенной в ткань самих исследований детских взаимоотношений в качестве необходимого условия их существования, но и выступает как средство формирования гумманных отношений. По этой причине мы должны обозначить несомненную важность игры как метода формирования личности дошкольника, а также тех качеств, которые характеризуют ее как личность гуманную.
Степень исследованности темы в литературе. Рассмотрим психолого-педагогическую степень изученности таких феноменов как гуманность, сюжетно-ролевая игра, так и их взаимосвязь, произведенные в научной литературе.
Теоретические аспекты проблемы гуманистического воспитания нашли отражение еще в работах философов, признававших ценность личности, отводивших центральное место раскрытию её гуманистического потенциала (Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьёва, П.А. Флоренского и других); психологов, изучавших процессы и механизмы формирования сознания и деятельности ребёнка, давших психологическое обоснование гуманистического воспитания (Л.С. Выготского, А.П. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна и других); педагогов, рассматривающих гуманистическое воспитание как формирование образа «Я» личности, духовности и т. д. (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревской, В.В. Краевского, Б.Т. Лихачёва, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и других). Несомненно, внимания заслуживают и труды отечественных педагогов-исследователей в области гуманистического воспитания дошкольников - В.В. Абраменкова, Р.С. Буре, Л.И. Божович, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Н.И. Непомнящая и др.
Проблема нравственного развития ребёнка, приобщения его к гуманистическим ценностям, воспитания гуманных чувств и отношений нашла отражение в исследованиях В.В. Абраменковой, Р.С. Буре, II.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой, Я.3. Не-верович, В.Г. Нечаевой, Н.И. Непомнящей, Т.А. Репиной и других.
Достаточно широко исследована тема этического и нравственного воспитания школьников: Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б., Маренко И.С., Попов Л.А., Шемшурина А., Широкова И.Г., Штольц Х., Рудольф Р., Шульц М.П., Яновская М.Г., Архангельский Н.В., Рахимов А.З., а также тема об организации, средствах и методах нравственного воспитания школьников: Довгун А.И., Косолапов Ю.А., Кочетов А.И., Рожков М.И., Байбородова Л.В., Никандров Н.Д.. Кроме того, в дошкольной педагогике разрабатываются программы, воплощающие гуманистический подход к ребёнку (Т.И. Алиева, В.Г. Антонова, Т.Д. Доронова, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, В.И. Логинова, С.Г. Якобсон и другие). Данные программы отличаются гуманистической направленностью, предполагают личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребёнка; знания, умения и навыки, рассматриваются не как цель, а как средство для полноценного развития личности старшего дошкольника.
Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Воспитательные моменты игровой деятельности раскрыты такими исследователями как Бондаренко А.К., А.И. Матусик, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Смирнова Е., Холмогорова В, Воронова В. Я., Жуковская Р. И., Иванкова Р. А., Короткова Н. А., Усова А. П. Специфика сюжетно-ролевой игры рассмотрена в работах Ивакина И.А., Лидак Л., Венгер Л. А., Жуковская Р. И., Зворыгина Е. В., Иванкова Р. А.
Теоретическая и практическая база исследования. В работе были использованы труды по педагогике и психологии следующих направлений и авторов. Это труды по нравственному и гуманистическому воспитанию Архангельского Н.В., Бондаревской Е.В., Григорович Л.А., Макаренко А.С., Плигина А.. , .Попова Л.А., Седова Н.Е. , Сухомлинского В.А., Широковой И.Г. , Яновская М.Г.
Труды по дошкольной педагогике и психологии Бабанского Ю.К., Болдырева Н.И., Гончарова Н.К., Козлова С. А., Куликова Т. А., Рубинштейн Л.С., Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Работы, посвященные изучению игр и их роли в психическом развитии дошкольника, в их воспитании следующих авторов: Выготский Л.С., Жуковская Р.И., Запорожец А.В., Зворыгина Е.В., Н.Я. Михайленко, Кудрявцева, Е.А., 19.Менджерицкая Д.В. , Н. Короткова,Смирнова Е., Холмогорова В., Усова А.П. , Эльконин Д. Б.
Труды по планированию игр и их руководству в дошкольных учреждениях таких исследователей как: Иванкова Р.А., Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова, С.А. Новоселова, Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова, М.А. Васильев.
Также были использованы выдержки из различных словарей на тему определения термина "гуманизм".
Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманистической направленности детей старшего дошкольного возраста.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--