Дипломная работа: Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых детей

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей

1.1 Предпосылки обучения грамоте при нормальном развитии

1.2 Определение понятия умственной отсталости

1.3 Характеристика речи умственно отсталых детей

1.4 Особенности готовности к обучению грамоте умственно отсталых

Глава II. Диагностика сформированности готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей

2.1 Организация, задачи и методы констатирующего эксперимента

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

Глава III. Особенности подготовки к обучению грамоте умственно отсталых детей

3.1 Направления и организация формирующего эксперимента

3.2 Результаты контрольного эксперимента

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии.

Умственная отсталость подразумевает группу чрезвычайно разнородных состояний, в самой различной степени и по разным причинам нарушающих соответствующую возрасту жизнедеятельность человека в обществе вследствие дефекта познавательных способностей.

У людей, страдающих умственной отсталостью, интеллектуальное развитие ниже нормы; они испытывают трудности с обучением и социальной адаптацией. Распространенность умственной отсталости достигает 1%.

От уровня сформированности речи в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая судьба ребенка. Формирование языковой системы в норме продолжается в течение многих лет, вот почему нельзя с этим медлить в случаях умственной отсталости.

Систематически проводимая работа по общему и речевому развитию умственно отсталых детей, сопровождаемая медикаментозной терапией, в большинстве случаев приводит к формированию языковой системы до уровня, позволяющего ребенку обучаться во вспомогательной школе.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др.

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у них затруднено формирование всех языковых обобщений, замедленно и качественно иначе, чем нормальные дети, усваивают они закономерности языка.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей.

Обучение грамоте умственно отсталых детей имеет много общего с обучением грамоте детей, не имеющих отклонений в развитии речи, но имеет и много особенностей, обучению грамоте (чтению и письму) принадлежит важная роль в коррекционно-развивающем процессе, поэтому тема данной работы актуальна.

Вопрос подготовки детей к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе. Психологи и педагоги придают особую значимость обучению детей письменной речи и называют ее операциональные компоненты (письмо и чтение) ведущими в любой сознательной деятельности человека.

Цель данного исследования – определение специфики подготовки к обучению грамоте умственно отсталых детей.

Объект – предпосылки к овладению грамотой умственно отсталыми детьми.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 355
Бесплатно скачать Дипломная работа: Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых детей