Дипломная работа: Правовое регулирование референдума в РФ

2.1. Особенности проведения референдума на общефедеральном уровне

2.2. Особенности проведения референдума на региональном уровне

2.3. Особенности проведения референдума на местном уровне

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ

За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли значительные изменения в государственной и общественной жизни, которые вызвали необходимость изменений в системе законодательства. Наша страна отказалась от прежней организации государственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности - референдума. Неотъемлемый признак демократического правового государства - принадлежащий народу суверенитет. Именно с помощью референдума граждане государства свободно осуществляют народовластие, поэтому на данном этапе развития России представляется необходимым исследование указанного правового института.

Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.

Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявление народа, ему должно предшествовать свободное и всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса. Отечественная правовая наука считала, что процедура народного го­лосования «создаёт оптимальные условия для навязывания народу воли реакционных кругов»[1] Здесь есть известная доля истины: в истории, в том числе недавней, были слу­чаи, когда определённая группировка захватывает власть силой, а затем организует легализацию государственного переворота, либо же подготовленным подобием выборов или ре­ферендума, на котором граждане не в состоянии оценить проработанность обширного проекта. По­мимо того, нужно указать на такие традиционные проблемы не­посредственной демократии, как доступ к голосованию, подделка подписей, неточность в формулировках, про­блема явки и кворума, проблема осведомлённости голосующих, ослабление за счёт референдума законодательной власти, проблема учёта голосов и защита мнения несоглас­ного меньшинства, а также новоявленные проблемы по­следнего времени, как-то: не подконтрольность финансо­вых расходов; оплата за подпись при сборе подписей, об­ман при расчётах голосов; вводящие в заблуждение рек­ламные компании, вмешательство видео и теле-демократии.

Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демокра­тии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет не­мало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является раскрытие понятия и порядка функционирования института референдума в РФ, выявление имеющихся правовых пробелов и формулирование предложений по совершенствованию механизмов института референдума.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. рассмотреть генезис конституционно-правового референдума в России;

2. раскрыть процедуру проведения референдума в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях;

3. проанализировать современные проблемы содержания и применения конституционно- правового института референдума в Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования института референдума.

Предмет исследования – конституционно-правовой институт референдума в современной России.

Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет комплексное применение научных методов познания - диалектического, исторического, сравнительного, формально- юридического, статистического.

Основу теоретической базы выпускной квалификационной работы составили разработки общей теории права, труды известных ученых в области конституционного права: А.А. Безуглова, О.Е. Кутафина, Е.И. Козлова, А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина, С.А. Солдатова и других.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассмотрен генезис конституционно-правового референдума в России. Вторая глава раскрывается процедура проведения референдума в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях. В третьей главе проанализированы современные проблемы содержания и применения конституционно- правового института референдума в Российской Федерации.


ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОГО РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ

1.1 Понятие и виды референдума

Латинское слово referendum означает «то, что должно быть со­общено». Родинойреферендумов принято считать Швейцарию. На протяжении веков высшим органом власти Швейцарской конфедерации оставались народные собрания кантонов. Не­сколько раз в год собирался выборный парламент конфедерации, но решения его депутатов не имели окончательного характера - они принимались adreferendum, т.е. для сообщения народным собраниям, и только после их одобрения вступали в силу.

В политической практике демократических государств референдум не подменяет, а дополняет механизмы представительной демократии. Современный либерализм не склонен переоценивать референдум как инструмент народовластия, в отличие от радикальных демократов XVIII в - последова­тельных сторонников идей прямой демократии. Так, Ж.-Ж. Руссополагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренные самим народом, не имеют обязательной силы.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года, референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения[2] .

Законодатель, давая данное определение, руководствовался основными признаками референдума, а именно:

1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти;

2) способ выявления воли большинства населения, то есть обладающих избирательным правом, на референдуме производится только путем голосования;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться либо отменяться только путем принятия нового решения на референдуме;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума[3] .

Классификации референдума проводятся по различным основаниям и потому многочис­ленны. Выделяют следующие виды референдума:

1) общегосударственный, региональный и местный референдум. В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 334
Бесплатно скачать Дипломная работа: Правовое регулирование референдума в РФ