Дипломная работа: Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада

В случае несформированности необходимых предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям труднее усваивать правила), которые будут «сосуществовать» с дисграфическими.

Дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.

Нередко встречаются дизонтогенетические формы дисграфии, при которых наблюдается запаздывание созревания функциональных систем, участвующих в овладении навыком письма.

Недостатки устной речи (нарушения озвончения, трудности в овладении структурой слога, замены звуков), как правило, отражаются на письме. Нарушение сенсорных функций (зрительная агнозия, нарушение фонематического слуха) приводит к появлению оптических и акустических ошибок.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада» актуальной и своевременной.

Цель данной работы: проанализировать теоретическую литературу и систематизировать методы и приемы проведения работы по предупреждению дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада.

Объект: ОНР детей как фактор и причина проявления дисграфий при школьном обучении.

Предмет исследования: организация лого-коррекционного воздействия по предупреждению дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада.

Гипотеза: предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи будет эффективно, если начато в дошкольный период и проведены различные обучающие занятия, способствующие преодолению и предупреждению дисграфии.

Задачи:

1. проанализировать психологическую и методическую литературу по данной теме:

2. дать характеристику дисграфии и рассмотреть ее различные виды;

3. изучить возможности предупреждения дисграфии у детей с ОНР;

4. провести исследование и обосновать выбор методик;

5. проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

Исследование проводилось на базе МДОУ №348 Ленинского района города Новосибирска.

Методы, используемые при написании данной работы:

1. теоретический анализ литературных источников;

2. проведение практической работы;

3. количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

4. математико-статистическая обработка результатов эксперимента.

Данная работа будет интересна логопедам, педагогам и психологам, работающим с детьми логопедических групп.

1. Теоретический аспект дисграфии как речевого нарушения

1.1 Речь и основные нарушения речи

Речь – это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком

индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людьми. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получать и передавать большое количество информации.

По мнению А.Н. Леонтьева, речь человека, человеческое слово и история его развития выступают «во-первых, как предмет лингвистики…во-вторых, как предмет психологии… и, наконец, в-третьих, как система физиологических процессов, которые осуществляют эту речевую деятельность, но к которым она не сводиться» [7].

Но существует и другое мнение. М.Р. Львов считает, что в русском языке слово речь имеет три различных значения. Это

а) речь как деятельность, как процесс;

б) речь как продукт речевой деятельности;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 311
Бесплатно скачать Дипломная работа: Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада