Дипломная работа: Приемы коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Исполнитель: студентка V курса ОЗО
Масюкова Н.И.
Научный руководитель: к.п.н., доцент
Шибанова Н.М.
Чита 2011
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.2 Научные основы исследования взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков
1.3 Характеристика типичных нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта и причин их возникновения
Глава II. Практическая реализация приемов коррекции нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта на уроках письма
2.1 Выявление нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта
2.2 Характеристика приемов коррекции нарушений графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением
интеллекта на уроках письма в коррекционной школе VIII вида
2.3 Анализ результатов коррекции нарушений графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.
Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.
Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком.
Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык. При знакомстве с написанием букв работа ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над ее целостным написанием.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь обращаться к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения.
Количество учащихся в младшем школьном возрасте с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом.
???????? ???????? ? ???????? ???????? ??????????????? ?????? ???????? ?????????. ? ??????????????? ??????? ????????? ????????????, ??? ?????????? ?????????? ??? ???????? ??????, ????.В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А. Агаркова, 1978; М.М. Безруких, 2001; О.Б. Иншакова, 2003; Р.Д. Тригер, 1998; Н.С. Пантина, 1967; О.С. Филиппова, 1999 и др.). Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.
Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.
Особенно важна проблема формирования графомоторных навыков у младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения. Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания педагогов дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.
А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин указывают, что недостаточное развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графомоторных навыков учеников с интеллектуальными нарушениями (искажение формы и размеров букв, не соблюдение расположения букв по линии строки, ломанность и «заборность» письма, другое).
?? ?????? ?.?. ??????????, ?.?. ???????, ?.?. ?????? ??????????? ????????? ??????? ????????? ????????? ???????? ? ????????????????? ??????????? ???????? ? ?????????????????? ?????? ?????????-???????????? ??????? ????????? ??????, ? ??? ?? ?????? ? ????????????? ?? ??????, ????????, ?????????? ? ???????? ?????? ????? ??????.???????? ?? ??????????? ??????????? ??????? ???????? ????????????? ??????? ????? ???????? ????????? ????????, ?????? ? ??? ?????????? ?????????? ?????????? ???????? ????????? ???????? ??????????? ??????? ?? ????????? ? ????? ???????? ????????? ???????? ? ?????????? ??????????. ?????? проблема ???? ???????? ? ?????? ?????? ????????????.В связи с актуальностью данной проблемы цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, обосновании и практической апробации приемов их коррекции.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--