Дипломная работа: Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях

Введение

Глава 1. ПРОБЛЕМА НеполнОЙ семьИ в современноЙ

ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………….7

1.1 Определение понятия “неполная семья”……………………………………7

1.1.1. Типы неполных семей и источники их формирования………………….9

1.2. Проблемы, возникающие в неполных семьях…………………………….10

1.3. Функции семьи и их взаимосвязь………………………………………….15

1.4. Детско-родительские отношения в неполных семьях…………………….20

1.4.1. Отношения матери с детьми в неполной семье…………………………23

1.4.2. Эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода…..29

1.4.3. Роль отца в воспитании ребенка………………………………………….36

1.4.4. Содержание ребенка в неполной семье………………………………….38

Глава 2. Эмперическое исследование детско-родительских отношений в неполной семье…………………………….....44

4.1. Организация исследования……………………………………………………45

4.2. Методики исследования……………………………………………………....45

4.3. Выводы…………………………………………………………………………55

4.4. Приложение…………………………………………………………………....56

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения проблемы. Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.

Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители.

А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность за своего ребенка. Она все проблемы взваливает на свои плечи. В результате — депривация ребенка и матери.

В последнее время проблемы, связанные с семьёй, приобретают всё большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьёзные изменения: уменьшился её размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, не безоговорочно влияние старшего поколения. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов — распадается почти каждый второй брак. А ведь развод — это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь, для детей.
Много говорят и пишут о сложностях неполной семьи. Но полнота семьи ещё не гарантирует воспитательных успехов, а неполнота не означает, что в ней обязательно будет масса трудностей. Дети в полных и неполных семьях развиваются по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на них распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанная разница заключается в том, что на одной стороне более благоприятные условия развития, чем на другой. Но и это относительно. Жизнь ребёнка только с матерью или только с отцом развивает в нём такие качества, которые невозможно найти у других детей. Приведут ли они к хорошему или плохому результату, зависит от целого ряда факторов.

Проблема исследования связана с противоречиями, обусловленными:

- уменьшением размера семьи и количеством детей в ней, снижением роли старшего брата и сестры, неоднозначностью влияния старшего поколения, с одной стороны, а с другой – возрастанием сложностей социализации;

- резким возрастанием количества разводов и беззащитностью детей в ситуациях распада семьи.
Цель работы — изучение проблемы детско-родительских отношений в неполной семье.

Объектом работы являются дети из неполных и полных семей и их родители.

Предметом данной работы являются детско-родительские отношения в неполной семье.

Гипотеза по данной работе заключается в том, что детско-родительские отношения в неполных и полных семьях отличаются как в эмоциональном, так и интерактивных планах, что обуславливает различные результаты воспитания детей в таких семьях.

Задачи исследования:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 281
Бесплатно скачать Дипломная работа: Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях