Дипломная работа: Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения. Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен
1.1 Педагогический феномен
1.2 Методы проблемного обучения
1.3 Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия реализации
Выводы
Глава 2. Реализация проблемного обучения на уроках литературы в старших классах
2.1 Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы
2.2 Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Большая роль в воспитании такого человека принадлежит современной школе. Данная проблема может быть решена путем введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного школьника.
Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания литературы – применению проблемного обучения в педагогической практике учителей- словесников.
?????????????? ??????, ????????? ????? ???????? ???????????? ???? ?? ????????????? ??????????? ???????? ? ?????. ? ?????????????? ?????????? ??????????? ???? ?????? ????? ???? ????????? ? ??????? ????????? ?.?., ??????? ?.?., ????? ?., ??????? ?.?., ??????? ?.?., ????????? ?.?., ??????????? ?.?., ???? ?.?. ? ??., ??? ?????????? ???????? ???????? ???????, ?????????? ??????? ??????????? ????????.????? ?? ??????????? ????? ???????? ???????? ????? ??????? ?? ?????????????, ????????????? ? ??????????????? ???????? ? ???? ????? ??????? ? ????????. ??? ?????? ????? ??????????? ???, ??? ? ????????? ??? ???? ???? ?????? ?????? ????????? ??????? ?? ?????, ?????????? ? ????????? ??????? ?????????????? ? ?????? ????? ?????????? ??????????? [ 38]. ? ????? ? ???? ?????????????? ?????????? ????????? ? ????? ?????? ????? ???? ????????, ? ????? ?? ????? ????? ???????? ?????????? ????????, ??? ??? ??? ????????? ????????????? ????? ? ??????? ??????????? ?????. ?????? ??? ???????? ???????????? ???????????? ??????????? ???????? ????????, ????? ? ???????? ?? ??????????, ???????????? ???????????? ? ?????????????? ????????????.Кроме того, обращение к данной теме обусловлено необходимостью подготовки выпускников школ к дальнейшей самостоятельной жизни и успешной аттестации за курс средней школы: с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе последняя ( четвертая) часть экзаменационной работы требует от учащихся развернутого высказывания на литературную тему проблемного характера. Именно её выполнение, по свидетельству как учителей, так и самих учеников вызывает неизменное затруднение. Это является ещё одним аргументом в пользу необходимости применения проблемного обучения на уроках литературы.
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В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Во введении обосновывается актуальность и выбор темы исследования; определяются противоречие, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования; выдвигается рабочая гипотеза; описываются теоретико – методологические основы исследования; раскрывается новизна и практическая значимость работы. Первая глава содержит сущностно – содержательные основы проблемного обучения в школе. Во второй главе проведен анализ опыта работы по использованию учителями литературы проблемного обучения, представлена опытно – экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в старших классах. В заключении содержатся основные выводы по проведенному исследованию. В библиографии отражены как цитируемые источники, так и те, которые составили методологическую основу содержания данной дипломной работы.
Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения
1.1 Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен
Проблемное обучение - это не абсолютно новое явление в педагогике. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К.Д.Ушинский. Он, например, писал, что лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные является метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли [13,с.317].
История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи, основавшего в 1894 году Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Затем чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями- инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их развития - физиологического созревания. В целях обучения Джон Дьюи выделял 4 важнейшие потребности- инстинкта: социальную, конструирования, художественного выражения, исследовательскую.
Для удовлетворения этих инстинктов ребёнку дошкольного возрасте в качестве источников познания предоставлялись: слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки). В более старшем возрасте малышу предлагались загадки, задачи, проблемы для решения, они вовлекались в практическую деятельность- труд.
Концептуальными положениями его учения были:
а) ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
б) усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
в) ребёнок усваивает материал, не просто слушая или
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--