Дипломная работа: Проблемы и перспективы социального прогнозирования информационных компаний

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность рассмотрения проблем и перспектив социального прогнозирования информационных кампаний объясняется следующими причинами.

Во-первых, на сегодняшний день данная область знания - социальное прогнозирование - практически не развивается. Понятию прогнозирование не придается значения как одному из наиболее важных как в социальной сфере, так и в области теории и практики связей с общественностью.

Во-вторых, недооценка возможностей социального прогнозирования способствует тому, что не происходит развитие данных методик, нет новых теорий и положений в этой области. Все существующие методики построены на нескольких теориях, разработанных много лет назад, и претерпевают лишь незначительные изменения.

В-третьих, при разработке и планировании информационных и PR-кампаний практически не привлекаются даже уже давно ставшие классическими методы социальной прогностики, отсутствует средне- и долгосрочное прогнозирование эффектов кампаний в социальном пространстве, в перспективе времени.

В любое время, любую эпоху, при любом государственном устройстве человека интересовало, что случится в будущем. В наше время способность к предсказанию не утратила своей ценности, а, напротив, она все более и более востребована. В социальной коммуникативистике остро встает вопрос о необходимости разработки новых способов и методов обоснованного и аргументированного предсказания развития общества.

На данном этапе таким методом является прогнозирование, как форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом, явлением на основании выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

Отсутствие тенденции к появлению новых методов объясняется тем, что объект социального прогнозирования очень сложен, его структура всегда подвержена изменению и трудно предсказуема существующими методами.

По словам д.и.н., профессора МГСУ В.М.Сафроновой, для российского общества обеспечение обоснования и эффективности управления социальным развитием стало одной из актуальнейших задач как в области теоретических разработок, так и в области практики. Хотя эта проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, сопровождающийся острым кризисом во всех сферах жизни, актуализирует эту задачу с учетом новых социально-экономических условий. В связи с этим и поиски конструктивного влияния на социальное развитие предполагают необходимость объединения ученых и специалистов-практиков, способных обеспечить системный подход к анализу социальной ситуации и тем более к определению путей позитивного общественного развития.

Включение прогнозных методик в деятельность специалистов по ПР может существенно увеличить шансы на достижение поставленных целей, получение оптимальных результатов. В начале любой кампании возможно заранее простроить несколько вариантов развития ситуации.

Однако выше обозначенные проблемы затрудняют применение теории прогностики при решении практических PR-задач. Поэтому перед нами стоит методологическая задача - искать пути совершенствования традиционных методов.

Прогнозирование всегда предполагает получение результатов во временной перспективе, в будущем, отталкиваясь от результатов прошлого и настоящего. Как показал теоретический анализ, существующие прогностические теории не выделяют время в отдельную категорию (И.В. Бестужев-Лада, К. Шустер, А. Шмидт, Д. Смит, Д. Джонсон, В.А. Лисичкин), что, на наш взгляд, лишает прогнозные методики ряда дополнительных возможностей. Включение в социальное прогнозирование социокультурного времени может позволить взглянуть на прогностику в новом ракурсе, сделать ее наиболее приемлемой к современным требованиям, как науки, так и рынка.

Согласно тезису к.п.н. Н.Б. Кучеренко [34,35], интегральной характеристикой развивающегося общества, в том числе территориального, является его собственное социокультурное время. Под социокультурным временем автор подразумевает совокупную временную ориентацию и установки людей, проживающих на конкретной территории на прошлое, настоящее и будущее, содержание временной перспективы.

Как указывает Н.Б. Кучеренко, за годы реформ в коммерческих структурах и структурах власти так и не сложилось понимание необходимости постоянного анализа общественных процессов - динамики потребностей, оптимистического или пессимистического видения будущего, протяженности временного планирования и оценки в связи с этим своей деятельности. Между тем, внимательное отслеживание социокультурных тенденций позволяет специалистам не только ориентироваться в наличной ситуации, но и заниматься прогнозированием, которое возможно при возникновении новых когнитивно-аффективных динамических тенденций, поведенческий эффект которых, как правило, отсрочен.

Открытыми остаются принципиально важные методологические проблемы о назначении прогностических исследований: или это выявление отдельных, пусть и важных проблем предстоящего развития и оценка социальных последствий от их реализации (разрешения или неразрешенности), то есть рассмотрение будущего, как строго детерминированного состояния. Или рассмотрение будущего, как создаваемого человеком и в связи с этим направленность исследований на поиск путей достижения будущего.

В данной дипломной работе мы попробуем по-новому взглянуть на возможности социального прогнозирования. Попытаемся, используя данные классического метода социального прогнозирования - экспертного опроса, построить модели оптимистического и пессимистического прогнозов при помощи метода каузометрии.

Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты информационной кампании и двух методов: социальное прогнозирование и каузометрия. Вторая глава включает в себя практическую часть и состоит из описания процедуры, интерпретации результатов двух вышеописанных методов. Также разработаны рекомендации и макет информационной кампании для конкретного заказчика из консалтинговой сферы. В заключении дается описание результатов совместного использования методов социального прогнозирования и каузометрии. Анализируется возможность использования данной процедуры в будущем и даются рекомендации по процессу получения данных и их интерпретации.

Объект исследования - социально-коммуникативная система. В данном случае под этим полисемантическим понятием подразумевается осуществление человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных взаимодействий, которые являются исходными схемами построения обыденного поведения людей и их повседневных взаимодействий. Иначе говоря, они оказываются социальными связями, кооперирующими последовательности и сочетания человеческих сил, действий и их воплощений.

Предмет исследования - социокультурное время, как ведущий фактор изменения социально-коммуникативной системы.

Цель: определение возможностей социального прогнозирования последствий информационных кампаний.

Основные задачи дипломной работы:

1. Систематизировать и описать существующие подходы к социальному прогнозированию.

2. Выявить факторы, влияющие на результат прогноза.

4. Продемонстрировать значимость прогнозирования в работе PRспециалиста.

5. Выявить и проанализировать возможные сценарии появления и дальнейшего существования новой фирмы, оказывающей консалтинговые услуги по налогообложению и бухгалтерскому учету.

Гипотеза исследования:

Исходя из предпосылок И.В. Бестужева-Лады, Н.Б. Кучеренко и В.М. Сафроновой мы полагаем, что ведущим фактором изменений социально-коммуникативного системы, а, следовательно, определяющим характер социального прогноза, является социокультурное время.

Методологический базис дипломного положения.

Теория социального прогнозирования академика РАЕН, И.В. Бестужева-Лады, теория социально-культурного времени к.п.н. Н.Б. Кучеренко и методологические положения социального прогнозирования к.ист.н., профессора МГСУ В.М. Сафроновой.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 195
Бесплатно скачать Дипломная работа: Проблемы и перспективы социального прогнозирования информационных компаний