Дипломная работа: Проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста

1.1 Общая характеристика феномена социальной адаптации в психолого-педагогических исследованиях

1.2 Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости

1.3 Особенности социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста

1.4 Формирование социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста

2. Пути и средства формирования социальной адаптации умственноотсталых детей в среду нормально развивающихся в условиях ДОУ

2.1 Особенности коррекционной работы с умственно-отсталыми детьми

2.2 Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей

2.3 Создание условий для успешного формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

В каждой стране есть дети с умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. Последние десятилетия 20-го века вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной ценности человеческой личности ознаменовались во всём мире процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами развития обучаемыми.

В современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии (соответственно, с особыми образовательными потребностями) приобретают особую актуальность. Формирование социальной адаптации таких детей должно начинаться еще с дошкольного возраста.

Происходящие в настоящее время в России глубокие социокультурные изменения определяют актуальность разработки методологических и теоретических оснований внедрения инновационных образовательных программ и технологий, ориентированных на качественное совершенствование процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает интегрированное (инклюзивное) образование - процесс совместного обучения и воспитания обычных и нетипичных детей, установление между ними более тесных взаимоотношений в процессе их воспитания в одной группе массового детского сада. Развитие интегрированного образования будет способствовать реализации прав лиц с особыми нуждами на человеческое достоинство и равноправие в получении образования. Условия массового детского сада несомненно, расширяют круг и направленность общения нетипичного ребенка, приучают его к жизни в среде нормально развивающихся детей.

Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос: каковы психолого-педагогические средства и методы решения проблем социальной адаптации умственно отсталых дошкольников в среду нормально развивающихся сверстников в условиях ДОУ?

Соответственно были выделены объект - проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста в среду нормально развивающихся сверстников и предмет – процесс решения проблем социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста.

С учетом объекта и предмета исследования была сформулированы цель - создание условий для решения проблем формирования социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Была выдвинута следующая гипотеза :

мы предположили, что проблемы адаптация умственно отсталых детей в среду нормально развивающихся сверстников в условиях ДОУ будет решены успешно если:

- воспитание и обучение детей будет происходить в условиях интеграции;

- педагогами ДОУ будут созданы определенные условия, для социальной адаптации умственно отсталых дошкольников;

- если в работе с данной категорией детей будут применяться определенные средства и методы коррекции нарушенного развития.

Цель и гипотеза определили задачи исследования

1. Провести теоретический анализ проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей в психолого-педагогических исследованиях.

2. Выявить особенности развития социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста.

3. Изучить методы, влияющие на формирование социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста.

5. Разработать условия для успешного формирования социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ и обобщение теоретических положений по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта.

Теоретическая основа работы: исследования таких авторов, как Выготский Л.С., Рубинштейн С.Я., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Конева Е.В., Чугунова Т.Б., Солондаев В.К., Зарин А., Логинова Е.Т., Щербакова А.М., Москаленко Н.В., Сементайн Н.А.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Общая характеристика феномена социальной адаптации в психолого-педагогических исследованиях

Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, нельзя не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определённое воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причём часто их воздействие носит отрицательный характер. Условия, в которых организм человека может функционировать, весьма ограничены. Достаточно повышения или понижения температуры тела всего на один градус, как человек начинает чувствовать себя некомфортно. Обычно это состояние принято называть болезненным, поскольку в обычных условиях оно в большинстве случаев обусловлено болезнью. А если изменить температуру тела на пять – шесть градусов, то могут начаться необратимые процессы, приводящие к гибели человеческого организма [3; 92].

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 196
Бесплатно скачать Дипломная работа: Проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста