Дипломная работа: Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ТГПУ)
Педагогический факультет
Кафедра общей и специальной педагогики
Специальность "Логопедия"
Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления
( Выпускная квалификационная работа)
Студент группы № 66310-Л Мартусова Н.С.
Научный руководитель Сергеева А.И.
Зав. кафедрой ОСП Титова Г.Ю.
Томск 2011
Оглавление
Введение
Глава 1. Изучение проблемы заикания в историческом, патогенетическом, клиническом и других аспектах
1.1 История изучения проблемы заикания и причин его возникновения
1.2 Проявление заикания и его формы как одна из проблем современной логопедии и неврологии
1.3 Традиционные и современные методы устранения заикания
Глава 2. Организация и содержание работы по формированию устойчивой речи у дошкольников
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
2.3 Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов
Заключение
Список литературы
Введение
Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Это расстройство речи чаще всего возникает в период интенсивного формирования речевой функции, в возрасте от 3 до 5 лет.
Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или "вторичного", которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств. [7. С.80]
Проблема заикания всегда волновала медиков, педагогов, психологов и логопедов. Но если раньше в этом винили болезнь, связанную с ненормальной влажностью языка, то уже с конца XIXвека медики укрепились во мнении, что заикание - сложное психофизиологическое расстройство.
В наше время заикание и его коррекция изучается в различных аспектах. Механизм заикания рассматривается не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.
Нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности (И.В. Данилов, И.М. Черепанов) показывают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию.
Психологи, изучая проблему заикания, выявили, что у заикающихся изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Так, у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет собой сложную задачу, требующую произвольного контроля.
Психолингвисты, при изучении проблемы заикания, исследуют, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающихся.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--