Дипломная работа: Проектирование реконструкции здания
Реконструкция — воссоздание нарушенного первоначального облика архитектурных памятников, фасадов зданий, зданий исторической застройки, лепных изделий интерьеров, ансамбля или отдельной постройки, выполненное в натуре или выражающееся в составлении их описания, чертежа, рисунка, модели. Реконструкция создается на основе сохранившихся частей или фрагментов памятника, письменных источников, изобразительных материалов, обмеров и пр. Научная, глубоко аргументированная реконструкция памятника может быть важным материалом его последующей реставрации.
Здания и сооружения играют важную роль в жизни современного общества. Можно утверждать, что уровень цивилизации, развитие науки, культуры и производства в значительной мере определяются количеством и качеством построенных зданий и сооружений.
Реконструкция фасада здания наиболее часто проводится по двум причинам:
фасад здания потерял свои эстетические качества под губительным воздействием времени или по другой причине;
устарел в связи с постройкой рядом новых, более современных зданий.
Однако, какова бы не была причина которая побудила провести реконструкцию фасада, необходимо понимать то, что ухоженный фасад— это не только лицо здания, это имидж и репутация его хозяина, признак стабильности и достатка. Благодаря многообразию современных технологий и стройматериалов стала возможна реализация любого дизайн-проекта фасада, удовлетворение любых технологических требований.
При выполнении дипломного проекта благоустройство Дворца Детского Юношеского Творчества, был поставлен ряд существующих задач:
· Вернуть фасаду его эстетические качества, которые он потерял под воздействием времени или по другой причине;
· Дополнить фасад современными архитектурными элементами, новыми отделочными материалами;
· Провести благоустройство территории прилегающей к фасаду Дворца Детского Юношеского Творчества
Цель создания эскиз-проекта - соединение природных и искусственных компонентов среды в целостную композицию, обладающую определенным художественным образом.
Методы решения поставленных задач:
· анализ аналогов и прототипов;
· изучение состояния здания и окружающего ландшафта;
· выработка действительно интересного решения реконструкции здания и благоустройства территории соответствующего современной застройке и долгосрочной дальнейшей эксплуатации.
В соответствии с поставленными задачами, имея все необходимые материалы, планы и проблемы, приступаю к выполнению поставленной цели своего дипломного проекта.
1. ГЛАВА
1.1 Исторический обзор развития дизайна
До появления массового индустриального производства предметы и вещи, окружающие человека, аналогичные сегодняшним, делали специалисты-ремесленники. В деятельности мастера-ремесленника (если смотреть на это с современных позиций), как бы совмещался ряд специальностей. Он, одновременно, и конструктор, и художник, и мастер, способный изготовить вручную или с помощью несложных технических приспособлений то или иное изделие. Разделение труда, использование энергии воды и пара и применение машин привели к так называемой промышленной революции, к тому, что мануфактурное производство (основой которого продолжало быть искусство ремесленника) постепенно, начиная с середины XVIII столетия, превращается в крупную машинную индустрию.
С середины XIX столетия на базе бурного технического прогресса создается массовое промышленное производство, а рынок относительно быстро насыщается товарами. Стремление в условиях конкуренции продать товар и получить прибыль заставляет промышленников постепенно улучшать качество товаров, привлекая внимание к их потребительским свойствам, к их эстетическим достоинствам. Возникает необходимость коренного пересмотра традиционных принципов их формообразования.
Для того чтобы в условиях машинного производства получить продукт со свойствами, удовлетворяющими потребителей, необходимо иметь хороший проект. Очевидно, что проект любого изделия, подлежащего многократному повторению, должен предусматривать возможность получения свойств, важных для человека, покупающего ту или иную вещь. Это приводит к тому, что проектирование превращается, по существу, в сложный творческий поиск, в котором участвуют самые различные специалисты.
Усложнение проектных работ вызвало к жизни необходимость самостоятельного исследования потребительских свойств изделий и применения в проекте таких решений, которые бы обеспечивали хотя бы минимальное удовлетворение нужд массового потребления. Таким образом сравнительно недавно появляется специалист — дизайнер, который в общем процессе проектирования сосредотачивает свое внимание на требованиях потребителя промышленных изделий. Рождается новая область деятельности — дизайн, или, как тогда его называли, "промышленное искусство".
В старину архитектор уделял внешнему виду строений едва ли не большее внимание, чем внутренней отделке помещений. Затем наступил короткий период безликой типовой застройки. В результате современные здания в большинстве своем, словно близнецы, походят друг на друга. Стоит ли удивляться тому, что так часто возникает желание внести в их облик какие-то изменения, заставить выделиться на сером фоне городских новостроек.
С. Николаев, если исходить из контекста его книги «Профессия архитектора», считает, что профессия — это высшая форма мастерства. Поэтому профессию архитектора он отслеживает уже начиная с Древнего Египта и дальше, отмечая ее особенности в Античной Греции, Древнем Риме, Византии и более поздних эпохах. Вместе с тем в трудах по эстетике, теории деятельности, теории архитектуры чаще профессию противопоставляют ремеслу, той синкретической форме сознания, когда в художественном творчестве не разъединялись представления о пользе и красоте. А.Г. Раппапорт в книге «Форма в архитектуре» пишет: «Ремесло строится на базе совокупности практических предписаний и рецептов, которые могут быть бесконечно сложными, требовать исключительной виртуозности и тонкой интуиции. Профессия же строится на основе мышления, вокруг теоретических представлений. Переход от ремесла к профессии означает переориентацию всех компонентов деятельности». В нашем анализе архитектурной пропедевтики мы будем рассматривать ее под углом зрения архитектурной профессии именно в этом значении.
Именно в конце XIX—начале XX века в связи с широким использованием машин, в связи с бурным развитием науки и техники и, конечно, с развитием новых общественных потребностей и новых типов архитектурных сооружений, возникают предметы и виды оборудования, обладающие новыми функциональными возможностями. Однако производимая массовая продукция поначалу характеризуется низким качеством. Снижение качества массовой продукции, по сравнению с кустарным производством, особенно в эстетическом отношении, приводит к ряду попыток разными способами возродить былые достоинства, присущие старым кустарным изделиям. Наиболее характерным является движение за "промышленное искусство" в Англии конца XIX века. Это движение, связанное с именами Морриса и Рескина, характеризуется попытками возродить английскую художественную промышленность. Но уже в то время, с развитием концепции рационального подхода к миру, на первое место выходят идеи функционализма.
Несмотря на известную узость этой концепции, она постепенно, в противовес украшательству, находит благоприятную почву для своего развития на базе архитектуры и массового промышленного производства бытовых вещей и изделий и приводит к появлению дизайна, подлинное начало истории которого обычно связывается с 1907 годом, когда в Германии впервые создается производственный союз, так называемый "Веркбунд", объединивший усилия художников и промышленников с целью повышения потребительских качеств промышленной продукции. Начинается бурное движение за "единство искусства и техники", прерванное Первой мировой войной и с новой силой развернувшееся уже после ее окончания. Дизайн является т.о. детищем XX века, когда на смену ремесленному типу производства, создающему вещи, часто предназначенные определенным лицам и для конкретных помещений, пришел массовый выпуск стандартных изделий, серийная промышленная продукция. Облик мира, характер жизнедеятельности людей, в какой-то мере формы их отношений стали в большой степени зависеть от изделий, отштампованных по законам машинной целесообразности.
Гармонизация предметного мира, таким образом, не только материально-технический, но и глубоко социальный процесс. Он определяется структурой общества, его общественными и эстетическими идеалами и предполагает создание разнообразных рациональных и эстетически полноценных комплексов в сфере труда, учебы, быта и отдыха людей, которые, в свою очередь, в масштабе всего общества должны образовывать единое гармоничное целое.
"Историческая миссия архитекторов всегда состояла в том, чтобы привести все предметные формы человеческой среды в такое органическое соподчинение, которое связало бы их в гармоническое пространство для жизни". Так определенно и весьма точно охарактеризовал задачу В. Гропиус, приступая в 1919 году к организации Баухауза. Именно так поступал он сам (и некоторые другие архитекторы) в своей практической деятельности.
История западного дизайна, начиная с 1907 года, чрезвычайно богата событиями. За каких-нибудь 80 лет в нем отмечены три существенных этапа развития. Первый, до экономического кризиса 1929—1930 годов, когда идет становление дизайна преимущественно в странах Западной Европы. Далее происходит его бурный рост, в связи с обострением конкурентной борьбы на рынках сбыта промышленной продукции и охватившим весь капиталистический мир кризисом. В этот период дизайн начинает внедряться в промышленность и художественную культуру США и Японии, в которой, как известно, этому способствовала традиционная культура национального искусства, в т.ч. художественного ремесла, и внимание к опыту культурных достижений стран Запада.
После окончания Второй мировой войны в это движение включились многие другие страны — от Ирландии до Австралии и Новой Зеландии, от Японии до Южной Америки. Наибольший интерес для нас представляют развитие дизайна в Италии, Финляндии и Японии, где его развитие основывается на традициях всей культуры этих стран, а также изменения, произошедшие в дизайне за последние 50 лет. "...Практика дизайна (на Западе), — отмечал В. Глазычев, — претерпела множество изменений: работа индивидуальных художников, в большинстве случаев, сменилась работой целых коллективов или отделов дизайна в системе фирмы или независимых дизайнфирм... Практика перестроилась полностью — в дизайнерских отделах и фирмах возникают новые виды работы художника, происходит разделение труда внутри проектирования; неудивительно: персонал отдельных дизайнфирм превышает сотню человек, а штат крупнейшего в мире отдела дизайна в компании "Дженерал моторс" превышает тысячу различных специалистов".
В отличие от так называемого "функционального" дизайна с конца 1960-х годов начинает прорастать дизайн "человеческий".
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--