Дипломная работа: Профессиональное самоопределение старшеклассников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Отечественные и зарубежные исследования по проблеме профессионального самоопределения
1.2 Понятие профессионального самоопределения и его основные компоненты
1.2.1 Профессиональное самоопределение как необходимое условие для развития личности
1.2.2 Типы и уровни профессионального самоопределения
1.2.3 Содержание процесса профессионального самоопределения
1.3 Мотивы профессиональных предпочтений
1.4 Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
1.5 Различия в профессиональном самоопределении юношей и девушек в старшем школьном возрасте
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Описание методов и процесса исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Человек является саморегулирующейся, динамической системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, изменяется, приобретает новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности профессионального самоопределения.
Тема профессионального самоопределения была всегда актуальной. Пристальное внимание к этой проблеме отмечается еще в незапамятные времена, когда появляется «разделение труда». Н.С. Пряжников указывает на невозможность дальнейшего развития общества без специального внимания к проблеме профессионального самоопределения.
В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшими классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования (Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистяковой), разработка основных положений деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейна). Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.
Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения таких, как А. Маслоу, Дж. Голланда, Э. Берна, Д. Сьюпера, Э. Гинзберга и др.
В любом из существующих до сих пор человеческих обществ обнаруживается разделение труда между мужчинами и женщинами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции, социальные нормы, определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины. Развитое общественное производство и выросшая социальная мобильность расширили рамки и масштабы индивидуального выбора. Н.С. Пряжников отмечает, что особенностью этого времени стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. И для нас важно понять, что изменилось к этому времени в самом человеке, в обществе, чем сегодня руководствуются школьники при выборе профессии.
Объект исследования – профессиональное самоопределение.
Предмет исследования – гендерные различия в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Гипотеза исследования – в процессе профессионального самоопределения старшеклассников наблюдаются следующие гендерные различия:
- девушки выбирают профессии, связанные с обслуживанием и имеющие исполнительский характер;
- юноши проявляют большой интерес к научно-техническим дисциплинам, делают упор на высокооплачиваемые профессии и работу, способствующую карьерному росту.
Цель исследования – изучить гендерные различия профессионального самоопределения старшеклассников.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--