Дипломная работа: Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Содержание

Введение

I. Теоретическое обоснование проблемы формирования гуманных взаимоотношений в игровой деятельности

1.1 Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников

1.2 Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений

II. Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

2.1 Констатирующий этап

2.2 Формирующий этап

2.3 Контрольный этап

Заключение

Библиография

Введение

Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте. Не случайно в "Программе воспитания и обучения в детском саду" выделен раздел "Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений".

Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес для исследователей (ученых).

Сегодня происходит смена воспитательной парадигмы - на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.

В связи с устойчивой тенденцией демократизации педагогической системы появляется необходимость исследования психолого-педагогических предпосылок формирования умений межличностного общения на основе гуманного отношения у детей старшего дошкольного возраста. Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены.

Программы воспитания и обучения, соответственно, предусматривали различные формы активизации нравственных проявлений в общении детей со взрослыми и сверстниками. Однако, как оказалось, даже соблюдение детьми правил нравственного поведения не является гарантией сформированности у них гуманизма. Действия и поступки их в общении со сверстниками нередко лишены той чувственной основы, которая необходима для сопереживания огорчений или радостей товарища. В связи с этим возникла необходимость глубже взглянуть на проблему воспитания у детей гуманных чувств и отношений.

Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.

Смена позиций в игре, взаимоотношения, в которые дети вступают по поводу игры, создают благоприятные условия для понимания другого "вчувствования" в его положение, настроение, желание.

Эта особенность позволила нам определить проблему нашего исследования: при каких условиях организации сюжетно-ролевой игры наиболее успешно будут формироваться гуманные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста.

Решение данной проблемы составляет цель исследования : теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования гуманных отношений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Объектом исследования выступает процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В соответствии с объектом, целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования : для гуманных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре характерно: отзывчивость, доброжелательность, сочувствие, заботливость, справедливость, внимательность. Их формирование будет осуществляться более успешно при наличии следующих педагогических условий:

1) Использование специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим.

2) Организация предварительной работы по обогащения содержания сюжетно-ролевой игры: беседы с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы.

3) Пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

· изучить психолого-педагогические аспекты проблемы формирования гуманных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре;

· определить критерии и уровни сформированности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 417
Бесплатно скачать Дипломная работа: Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности