Дипломная работа: Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников
Содержание
Введение
I глава. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей
§1. Физиологические механизмы развития тактильного (осязательного) восприятия
§2. Компенсаторная роль осязания при зрительном восприятии изображений предметов
§3. Особенности кожной чувствительности слепых и слабовидящих дошкольников
§4. Формирование обобщённых образов предмета окружающей действительности
§5. Анализ исследований по проблеме развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей
IIглава. Методологические основы обучения навыкам тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности
§1.Анализ программы по ознакомлению с окружающими предметами и явлениями, развитию осязания для слабовидящих детей
§2. Коррекционная значимость занятий по ознакомлению с окружающим для слабовидящих детей
§3. Содержание и методы коррекционной работы по развитию тактильной чувствительности
§4. Приёмы тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира
§5. Самомассаж рук и упражнения на сцепление пальцев рук
§6. Виды предметно-практической деятельности, способствующие развитию тактильной чувствительности
§7. Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности
III глава. Практическая
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
§2. Содержание и методика формирующего этапа опытно-практической работы
§3. Контрольный этап и его результаты
IV. Заключение
V. Используемая литература
Введение
Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение. В связи с этим важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.
Монокулярный характер зрения детей со зрительной патологией создаёт свои специфические трудности в правильном восприятии окружающей действительности. Неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность зрительно-пространственной ориентировки предопределяет общую обеднённость представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Поэтому, наиболее важной и актуальной проблемой педагогов специализированных дошкольных учреждений является формирование у детей с патологией зрения точных и реальных представлений об окружающем мире. Если эти представления не будут сформированы в дошкольном возрасте, не будут иметь целостный характер, то процесс обучения в школе слабовидящего ребёнка будет сильно затруднён. Чтобы помочь выше изложенной проблеме, необходимо дополнить неправильные зрительные представления о предметах и явлениях окружающей действительности информацией, полученной с других анализаторов. В процессе восприятия предметного мира слепые и слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы. С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения. Решающую роль в познании окружающих предметов играет осязание. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормальновидящих детей.
Пути компенсации слепоты у ослепших и слабовидящих взрослых и детей школьного возраста наиболее полно изучены М.И. Земцовой. Проблема компенсации слепоты у детей раннего и дошкольного возраста практически не исследовалась. Следовательно, проблема компенсации недостаточности зрительной информации осязательной является наиболее актуальной в настоящее время.
Для эффективности обучения слепых и слабовидящих детей получать информацию о предметном мире через осязание необходимо прибегать к игре, так как именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому тема опытно-практической работы сформулирована таким образом «Формирование навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников 6 года жизни через дидактические игры и упражнения».
Объект исследования – процесс формирования навыков тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников 6 года жизни через дидактические игры и упражнения.
Предмет исследования – дидактические игры и упражнения, как эффективное средство, способствующее формированию навыков тактильного обследования предметного мира, развитию тактильной чувствительности у слабовидящих детей 6 года жизни.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--