Дипломная работа: Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе
Научный руководитель:
д.ф.н., профессор Лейбин
Валерий Моисеевич
Москва. 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАБОТАХ З. ФРЕЙДА
1.1 Взгляды З. Фрейда на возникновение религии в работе “Тотем и табу”
1.2 Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
1.3 Последовательность происхождения форм религиозного мировосприятия
2 ОСНОВНЫЕ ЭГО-ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАГИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ
2.1 Примитивные защиты
2.2 Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность. Необходимость данной работы обуславливается рядом причин общественного и научного характера и определяется ситуацией, складывающейся в нашей стране. Долгое время в ней отсутствовала психоаналитическая традиция и учения З.Фрейда, его учеников и представителей психоаналитического направления психологии были доступны для изучения и понимания лишь единицам. Не стоит и говорить, что отечественная культура и наука были лишены такого мощного инструмента познания окружающего мира, как психоанализ. В частности, такая дисциплина, как сравнительное религиоведение вообще опиралась лишь на социально-экономический и культурно-исторический подход к объекту своего исследования - религии.
Религия - занимает в жизни человека одно из основных мест и мало что может сравниться с ней по значимости. Исследования религии занимают важное место в отечественной науке, так как Россия религиозная и многоконфессиональная страна. Большую роль эти исследования имеют в связи с распространением деятельности так называемых “тоталитарных сект” и направлений, использующих методы психологического воздействия на сознание людей. Феномены массового сознания своими корнями уходят в происхождение религиозного миросозерцания.
В начале и середине двадцатого века выдающийся австрийский ученый Зигмунд Фрейд в своих работах описал механизмы возникновения религии, ее формирования и эволюции. Попутно на историческом материале он разворачивает принцип психологического анализа событий. Его психологическая реконструкция исторических событий поражает точностью, логикой и глубоким постижением смысла религиозных феноменов. Разработка современного аналитического аппарата на основе учения
З. Фрейда применительно к религиозным феноменам одна из задач стоящих перед психоаналитиками, работающими в области прикладного психоанализа.
Важным фактором для практикующего психоаналитика является понимание механизма возникновения невротических образований. Изучение формирования религии позволяет глубже понять эти механизмы, изучить их на примере возникновения религии. В клинической практике встречаются пациенты для которых религиозное и магическое мышление является основной формой миросозерцания и понимание как работают механизмы защиты в данном случае очень важно для анализа воспроизводимого материала. Умение узнавать действие защит в рассказе пациента повышает эффективность анализа.
В общем плане изучение религиозного мировоззрения помогает лучше понять формирующуюся научную парадигму и обозначить дальнейшие пути развития науки, как человеческой деятельности, и являющейся на сегодняшний день наиболее адекватным способом взаимодействия с окружающим миром.
Объект исследования: религия как продукт человеческой психики.
Предмет исследования: основные механизмы формирования религиозного мировоззрения и способы Эго-защиты, встречающиеся в религиозных феноменах.
Цель исследования состоит в раскрытии психологических механизмов, обеспечивающих возникновение и функционирование религиозного мировоззрения. В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1) На основе имеющегося теоретического материала проследить основные линии возникновения религиозного мировоззрения;
2) Понять природу религии с точки зрения классического психоанализа;
3) Выявить последовательность формирования фаз религиозного мировоззрения;
4) Провести параллель между последовательностью формирования религиозного мировоззрения и фазами формирования психического аппарата человека;
5) Описать основные типы Эго-защит, присущие религиозному мировоззрению;
6) Произвести накопление теоретического материала для дальнейших исследований.
Гипотезы исследования:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--