Дипломная работа: Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской школ
Зав. кафедрой – заслуженный деятель науки РФ, докт. мед. наук, профессор И.Ф. Мягков
Руководитель дипломной работы: канд. псих. наук, доцент Т.Л. Худякова
Дипломную работу выполнила: студентка 5 курса О.Л. Плешкова
Воронеж 2002
Введение. 3
Глава I Теоретический анализ факторов школьной дезадаптации. 5
§ 1 Нарушение школьной адаптации как междисциплинарная проблема. 5
§ 2 Основные проявления и факторы школьной дезадаптации. 15
§ 3 Нарушение психического развития и школьная дезадаптация. 19
§ 4 Основные принципы и содержание психологической диагностики школьной дезадаптации. 24
Глава II Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте. 31
§ 1 Программа исследования. 31
§ 2 Полученные результаты, анализ и интерпретация. 32
Выводы.. 45
Заключение. 46
Список использованной литературы.. 47
Приложение 3. 50
Введение
Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника всего образа жизни и деятельности. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. [11]
В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, свидетельствование которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения.
С учетом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, выражающихся, в частности в затруднениях в обучении, нарушениях поведения, достигающих уровня криминальной выраженности, проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.
Целью исследования является проведение сравнительного анализа психологических особенностей процесса школьной адаптации в сельской и городской школах.
Для реализации цели выделяются следующие задачи:
1) осуществление теоретического анализа механизмов школьной дезадаптации;
2) выделение сфер анализа школьной дезадаптации;
3) формирование методик, позволяющих исследовать три сферы, которые связаны со школьной адаптацией: познавательной, коммуникативной, личностной.
В качестве гипотезы – процесс адаптации в городской и сельской школах не имеет существенных различий, а выделяемые группы дезадаптированных детей должны иметь схожие психологические особенности.
Объект: психологические особенности процесса адаптации к школе.
Предмет исследования: особенности познавательной, коммуникативной, личностной сфер, характеризующие процесс школьной адаптации.
В исследовании принимали участие: учащихся первых классов, общеобразовательная школа № 2 с. Нижнедевицк у УВК № 1 города Воронежа, в возрасте 7-8 лет. Всего было обследовано 40 детей, среди них мальчиков – 21, девочек – 19.
Глава I Теоретический анализ факторов школьной дезадаптации
§ 1 Нарушение школьной адаптации как междисциплинарная проблема
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--