Дипломная работа: Психологические особенности одаренных детей
Министерство Образования и Науки Республики Татарстан
институт непрерывного педагогического образования
факультет переподготовки педагогических кадров
Допущена к защите
Декан факультета
________ Ф.С. Каримова
"__" ___________ 2005 г.
Дипломная работа
Психологические особенности одаренных детей
Автор дипломной работы
Гарайханова Г.М.
группы 321
специальность практический психолог
Руководитель: кандидат социологических наук,
доцент Бахаева Г.М.
Набережные Челны 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы одаренности детей. 10
1.1. Основные проблемы и исследование в области одаренности. 10
1.2. Классификация одаренности. 13
1.3. Психосоциальные аспекты особенностей одаренности. 20
Глава 2. практическое исследование одаренности школьников. 31
2.1. Организация и проведение исследования. 31
2.2. Результаты исследования. 37
2.3. Выводы и рекомендации. 42
Заключение.. 58
Литература.. 62
Введение
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте.
В начале XX века в России активизировалась проблема понимания источников, структуры, развития повышенных способностей детей. Решение этой проблемы носило свой специфический характер, имело определенный национальный колорит, несмотря на то, что в Америке, Англии и Германии наработок и опыта по этому вопросу было больше.
В российской педагогике обозначились основные направления научных дискуссий в области одаренности:
· социальная необходимость выявления и развития одаренности;
· определение понятия одаренности;
· происхождение и структура одаренности.
Научные исследования охватывали всю систему проблем психологии одаренности, проблемы диагностики, разработку принципов и методов развития и обучения одаренных и талантливых детей. Определенной степенью оригинальности отличались исследования и методы диагностики, выполненные Г.И. Россолимо. Он был представителем ассоциативной психологии, которая представляла собою систему совокупности познавательных интересов (или функций) человека: внимание, восприятие, память, мышление и связанные с мышлением волевые действия в виде принятия решений. В 1909-1910 гг. этим ученым была создана система диагностики. С помощью методики психологических профилей были предложены первые графические сопоставления уровней одаренности.
Его работы являются показателем того, как на основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня были предприняты попытки оценки уровней одаренности.
В психолого-педагогической литературе изучение проблемы одаренности связано с именем Н.С. Лейтеса, который отмечал, что с возрастными особенностями тесно переплетены благоприятные условия для становления тех или иных сторон умственных способностей. Он определяет способности как "отдельные психологические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности". Важным в изучении одаренности Лейтес Н.С. считает вопрос о соотношении способностей и склонностей, выделяя у одаренных детей следующие склонности к умственным нагрузкам: постоянную готовность к сосредоточению внимания и эмоциональную захваченность процессом познания, повышенную восприимчивость, стихийный характер приобретаемых знаний и т.д.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--