Дипломная работа: Психологические особенности одаренных детей

Министерство Образования и Науки Республики Татарстан

институт непрерывного педагогического образования

факультет переподготовки педагогических кадров

Допущена к защите

Декан факультета

________ Ф.С. Каримова

"__" ___________ 2005 г.

Дипломная работа

Психологические особенности одаренных детей

Автор дипломной работы

Гарайханова Г.М.

группы 321

специальность практический психолог

Руководитель: кандидат социологических наук,

доцент Бахаева Г.М.

Набережные Челны 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.. 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы одаренности детей. 10

1.1. Основные проблемы и исследование в области одаренности. 10

1.2. Классификация одаренности. 13

1.3. Психосоциальные аспекты особенностей одаренности. 20

Глава 2. практическое исследование одаренности школьников. 31

2.1. Организация и проведение исследования. 31

2.2. Результаты исследования. 37

2.3. Выводы и рекомендации. 42

Заключение.. 58

Литература.. 62

Введение

Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте.

В начале XX века в России активизировалась проблема понимания источников, структуры, развития повышенных способностей детей. Решение этой проблемы носило свой специфический характер, имело определенный национальный колорит, несмотря на то, что в Америке, Англии и Германии наработок и опыта по этому вопросу было больше.

В российской педагогике обозначились основные направления научных дискуссий в области одаренности:

· социальная необходимость выявления и развития одаренности;

· определение понятия одаренности;

· происхождение и структура одаренности.

Научные исследования охватывали всю систему проблем психологии одаренности, проблемы диагностики, разработку принципов и методов развития и обучения одаренных и талантливых детей. Определенной степенью оригинальности отличались исследования и методы диагностики, выполненные Г.И. Россолимо. Он был представителем ассоциативной психологии, которая представляла собою систему совокупности познавательных интересов (или функций) человека: внимание, восприятие, память, мышление и связанные с мышлением волевые действия в виде принятия решений. В 1909-1910 гг. этим ученым была создана система диагностики. С помощью методики психологических профилей были предложены первые графические сопоставления уровней одаренности.

Его работы являются показателем того, как на основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня были предприняты попытки оценки уровней одаренности.

В психолого-педагогической литературе изучение проблемы одаренности связано с именем Н.С. Лейтеса, который отмечал, что с возрастными особенностями тесно переплетены благоприятные условия для становления тех или иных сторон умственных способностей. Он определяет способности как "отдельные психологические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности". Важным в изучении одаренности Лейтес Н.С. считает вопрос о соотношении способностей и склонностей, выделяя у одаренных детей следующие склонности к умственным нагрузкам: постоянную готовность к сосредоточению внимания и эмоциональную захваченность процессом познания, повышенную восприимчивость, стихийный характер приобретаемых знаний и т.д.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 821
Бесплатно скачать Дипломная работа: Психологические особенности одаренных детей