Дипломная работа: Психологические условия преодоления отставания в обучении школьника

Введение

1. Отставание в обучении как психолого-педагогическая проблема

1.1 Понимание «отставания в обучении» в трудах зарубежных и отечественных психологов

1.2 Основные причины и варианты проявления отставания в обучении школьников

1.3 Возможности преодоления отставания в обучении учащихся в условиях совместной работы практического психолога, педагогов, родителей и обучаемых

2. Опытно-экспериментальное исследование психологических условий преодоления отставания учеников школы в обучении

2.1 План исследования, характеристика испытуемых и методик сбора эмпирических данных

2.2 Практика выявления конкретных причин отставания в обучении и определения психологических условий преодоления отставания школьников

2.3 Проект Программы преодоления отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение

Введение

Актуальность. В современных условиях, когда неуклонно набирают обороты процессы активизации образования, происходит усиления его роли в формировании подрастающего поколения, наблюдается усиление ответственности такого социального института как «школа» за уровень и качество обучения и воспитания обучаемых. В деле школьного образования существует множество проблем, одной из которых является противоречие между темпом введения новых информационно-коммуникационных образовательных технологий и снижением темпа познавательной деятельности учащихся, что приводит к нарастанию отставания в обучении, появлению стойкой неуспеваемости школьников уже со 2-го класса.

Преодоление неуспеваемости и отставания в обучении – важнейшая задача теоретической и практической психологии. При этом мы должны понимать, что только организационное решение поставленных в этом направлении работы задач не сможет обеспечить преодоление отставания. Здесь требуются современные теоретические знания о сущности самого явления «отставания», о признаках и многообразных формах его проявления в современной школе и самое главное – требуется четкое понимание того, какие психологические условия будут способствовать качественному преодолению отставания в обучении школьников.

Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной школы предполагает не только широкую пропаганду передового опыта обучения и внедрение результатов психолого-педагогических исследований в школьную практику, но и вдумчивого подхода к определению и особенно задействованию психологических возможностей детей в преодолении такого отставания.

Объект исследования – деятельность педагогического состава школы по преодолению отставания обучаемых в рамках образовательного процесса.

Предмет исследования – работа практического психолога и классного руководителя по созданию и поддержанию психологических условий обеспечивающих преодоление и недопущение отставания в обучении детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: на основе теоретического изучения сущности проблемы отставания в обучении и, исходя из результатов практической опытно-экспериментальной работы, выявить психологические условия, обеспечение которых позволяет преодолеть отставание школьников 2-3 классов, разработать и предложить проект Программы преодоления отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить взгляды зарубежных и отечественных представителей психолого-педагогической науки на сущность проблемы и самого явления «отставания в обучении»;

2. Отталкиваясь от понимания индивидуально-личностных различий психических процессов школьников, их познавательной деятельности, реализующихся в школьной успеваемости, рассмотреть причины отставания и возможности образовательного учреждения по преодолению отставания в обучении детей младшего школьного возраста;

3. Рассмотреть состояние работы в конкретной школе по организации преодоления выявленного учителями и психологом отставания в обучении учащихся начальных классов и ведении соответствующей превентивной работы;

4. Спланировать практическую работу, подобрать методические средства и провести сбор эмпирических данных по исследуемой проблеме, осуществить их обработку;

5. В ходе интерпретации полученных данных – выявить и описать психологические условия, обеспечение которых позволяет преодолеть отставание школьников 2-3 классов;

6. Разработать и предложить к практическому применению проект «Программы преодоления отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы».

В качестве исследовательской гипотезы было использовано предположение, что основными психологическими условиями преодоления отставания в обучении младших школьников являются полное согласие учащегося с необходимостью преодолеть выявленное отставание в обучении по конкретном учебному предмету и мотивация ученика на совместную с учителем и родителями работу по преодолению разрыва между пройденным в школе учебным материалом и отражением его в знаниях и умениях обучаемого.

Для решения поставленных задач и проведения исследования были использованы нижеизложенные методы:

а. Теоретические - изучение и анализ научной литературы, изучение документов, сравнение,

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 254
Бесплатно скачать Дипломная работа: Психологические условия преодоления отставания в обучении школьника