Дипломная работа: Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1.1История хорового пения

1.2Хоровое пение как вид музыкальной деятельности

1.3 Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки)

1.4 Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков

РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1 Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки

2.2 Анализ результатов педагогического исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в школьном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чувствительным к красоте в искусстве и жизни.

В школьных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников.

Среди видов деятельности младших школьников на уроках музыки хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ. Это объяснимо рядом причин:

1) песенным началом российской музыкальной культуры. Видный деятель хорового искусства Г.А. Струве отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением. На всех праздниках наш народ пел. Пели работая, пели отдыхая» [36, с.50].

2) общедоступностью. Каждый ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом;

3) адекватностью пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, и в частности их стремлению к активным нормам освоения искусства;

4) особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки;

5) значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире [24, с.231].

Особая роль хорового пения объясняется тем, что ранее учебный предмет «Музыка» назывался «Пением». И хотя он сегодня переименован, пение на уроках музыки считается основополагающим в постижении музыкального искусства.

Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребёнка в процессе обучения пению. Весомый вклад внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина, С.И. Бекина. В их работах предложена методика практической работы с детьми, показано влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.

В пении, как и в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявлять своё отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате «бесчисленных проб», в процессе которых, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой - вырабатываются музыкально-слуховые представления.

Анализ работ педагогов-музыкантов, методической литературы, наблюдения в процессе педагогической практики показали, что не все учащиеся умеют правильно реализовать вокальные навыки в пении. Следовательно, не имея успех в певческой деятельности, теряют к ней интерес.

В связи с этим возникает противоречие между потребностью в самореализации школьников посредством хорового искусства и недостаточным вниманием по использованию методических приёмов, вокально-хоровых упражнений на уроках музыки в процессе пения.

В силу вышесказанного выделим проблему : какие педагогические условия необходимы для развитиявокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.

Объектом нашего исследования выступает урок музыки как организационная форма развития вокально-хоровых навыков у младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития вокально-хоровых навыков на уроках музыки.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 307
Бесплатно скачать Дипломная работа: Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки