Дипломная работа: Психолого-педагогические основы использования дидактических игр

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактической игры при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников

1.1 Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема

1.2 Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников

1.3 Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической практике

Глава 2. Методические основы использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета

2.2 Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета в процессе дидактических игр

2.3 Анализ эффективности использования дидактических игр (Контрольный срез)

Список литературы


Введение

Период дошкольного детства относительно всей жизни педагог, а как он насыщен познанием. Воспитательно-образовательная работа в детском саду должна учитывать закономерности развития детей, исходить из дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном возрасте. [1] Изменения содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе. [2] Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления о геометрических фигурах и форме предмета. Однако ребята не всегда понимают смысл выполняемых ими действий, они выполняют их механически.

В чем же причина такого положения и как избежать формального усвоения материала? Заниженный уровень знаний и представлений детей данного возраста обусловлен отнюдь не их психолого-физиологическими возможностями, а в значительной мере объясняется несовершенством форм и методов обучения.

Многие советские психологи и педагоги А.Н. Леушина [3], Т.В. Тарунтаева [4] считают, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. [5]

Первоисточником знаний детей о действительности является ощущение, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для формирования представлений о форме предметов и о геометрических фигурах. [5]

Детская игра является центральной проблемой дошкольной педагогики и детской психологии. Все основные направления психологического развития личности интегрируются в игровой деятельности, формирующей неповторимый и еще малоизучаемый мир ребенка.

Детская игра привлекает к себе внимание науки как многоплановая проблема и рассматривается в различных аспектах. Изучение концепции детской игры свидетельствует об интенсивных попытках ученых стран интегрировать различные подходы к ней, пересмотреть само понятие игры, сделать его более современным и инструментальным.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и средством всестороннего воспитания личности ребенка. [6]

Дидактическая игра позволяет значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, в том числе в психологическом развитии детей. [6]

Дидактическая игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает положительный, эмоциональный фон, на котором все психологические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. [7]

Дидактическая игра с ее обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Эдуард Сеген, Декроли, Мария Монтенсори, Блехер Ф.Н., Сорокина А.К. и многие другие широко использовали дидактические игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. [8]

Они смотрели на дидактическую игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующей напряжение всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей и возможностей. Также считали, что дидактическая игра оказывает благотворное влияние на развитие детей.

В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий.

А.Н. Леонтьев [8] отмечал, что дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Ф. Фребель [8] разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детыми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными геометрическими фигурами, с различной формой предметы, расположение строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

Позиция М. Монтенсори: "Игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка". [8]

Для обучающих игр она создала интересные дидактические материалы, которые устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая наблюдательность, приобретая знания, упражняя свою активность.

Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И. Тихеева [8] напрямую ставила в зависимости от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволят проявить свою активность самостоятельно.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 316
Бесплатно скачать Дипломная работа: Психолого-педагогические основы использования дидактических игр