Дипломная работа: Работа социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах
Безопасность дорожно-транспортного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.
За 5 лет на дорогах Кировской области с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет произошло 1427 дорожно-транспортных происшествий, в которых 88 детей погибло и 1443 ребенка получили различные травмы. По итогам семи месяцев 2005 года обстановка с предупреждением детского дорожно-транспортного травматизма в Кировской области считается сложной. В 199 дорожно-транспортных происшествиях погибло 7 и ранено 200 детей. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года количество дорожно-транспортных происшествий с детьми в области увеличилось на 27,6%, раненых – на 22,7%, количество погибших сократилось на 12,5%. Количество дорожно-транспортных происшествий, совершению которых способствовало нарушение правил дорожного движения самими детьми, увеличилось на 63,8%.
В решении данной проблемы большое значение имеет объединение усилий представителей различных организаций, а посредническую и организаторскую роль должен взять на себя социальный педагог. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (детского дорожно-транспортного травматизма в том числе). Поэтому ему приходится осваивать различные методы работы, менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.
Много исследований, освещающих те или иные проблемы методов социально—педагогической деятельности появилось за последние десятилетия. Такие ученые - педагоги, как В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Ю.В. Васильева, Л.Д. Демина, Б.З. Вульфов, рассматривая основы социальной педагогики, высказывают в своих работах авторское видение методов социально-педагогической деятельности. Современная теория и практика представляет достаточный выбор методов деятельности социального педагога в решении выдвигаемых проблем.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях по профилактике детского травматизма на дорогах.
Предмет исследования: методы работы социального педагога по профилактике детского травматизма.
Цель: выявить наиболее эффективные методы работы по профилактике детского травматизма.
Гипотеза: предполагаем, что можно повысить эффективность работы по профилактике детского травматизма при условии:
* взаимодействия ГИБДД и образовательного учреждения;
* подбора методов работы с учетом возрастных особенностей детей;
* использования активных форм организации детей.
Задачи:
1. Проанализировать различные классификации методов работы социального педагога.
2. Изучить региональный опыт взаимодействия образовательных учреждений и ГИБДД по профилактике детского травматизма.
3. Разработать и апробировать систему взаимодействия образовательного учреждения с ГИБДД по профилактике детского травматизма.
4. Разработать методические рекомендации для социальных педагогов по решению данной проблемы.
Методы исследования: изучение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, опрос, сравнение, тестирование.
Теоретическая значимость заключается в обобщении регионального опыта по профилактике детского травматизма.
Практическая значимость: заключается в разработке и апробации совместного плана деятельности ГИБДД и образовательного учреждения.
База исследования: школа-лицей №9, г. Слободской.
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике детского травматизма
1.1. Методы социально-педагогической деятельности
Социальная педагогика молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно сформировалась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления.
В педагогике, пожалуй, нет такой категории, которая столь важна для развития педагогической теории, совершенствования педагогической практики, какой является категория «метод». Однако, не смотря на многочисленные дискуссии, категория «метод» остается далеко еще не исследованной, спорной и до сих пор нет единой точки зрения на данное понятие.
Проблема использования социально-педагогических методов остро представлена в сегодняшней школе. Социально-педагогическая деятельность должна быть эффективной, а для этого она должна быть научно разработанной и высоко результативной. Педагог должен владеть социально-педагогическими методами.
Проблема методов является довольно актуальной в социальной педагогике, так как от выбора социальным педагогом «инструмента прикосновения к личности» во многом зависит эффективность социально-педагогического воздействия, поэтому данную тему считаем актуальной.
Существует множество подходов к классификации методов социально- педагогической деятельности, каждая из которых строится на определенном основании. Методы направлены на то, чтобы включить человека в определенные действия для решения своих проблем.
Рассмотрим некоторые из них. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева выделяют три уровня классификации:
1. Субъективный уровень обуславливает субъективность применения метода. В качестве субъекта действия выступают:
* специалист — методы, которые они применяют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;
* сам человек (группа посредством самоуправления). Это внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой). Названия таких методов начинаются с «само-»;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--