Дипломная работа: Разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении

І Проблема психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении

1.1 Понятие «психическое здоровье личности»

1.2 ?????????-??????????????? ???????????? ??????????? ??????? ?? ????????? ???????????? ???????? ??????? ???????? ??????????? ????????

1.3 Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста

ІІ Анализ состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении

2.1 Описание базы исследования

2.2 Методические основы и оценки состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста

2.3 Результаты исследования

III ?????????? ???????????? ???????????? ?? ?????????? ? ?????????? ???????????? ???????? ????? ???????? ??????????? ???????? ?????????? ?????????? ? ????? ? ?????????? ??????????????? ?????????????????????? ???????????? ??????????ВВЕДЕНИЕ ? ??????????? ?????????? ??????????????? ??????????? ????????????????? ???????? ???????????? ???????? ????????????? ?????????.??? ???????? ??????????? ???????? ?? ?????? ???????????? ? ???????? ??????????, ??????????, ?? ?, ?????? ?????, ?????????, ???????????? ?????????? ??????????????? ??????????.?????? ? ?????????? ? ?????????? ???????????? ???????? ????? ???????? ??????????? ???????? ?????????? ? ??????? ????????? ?.?., ?????????? ?.?., ????????? ?.?., ??????? ?.?. /??? ???. ?????????? ?.?./ ???????????? ????????????? ?????????. ??????????? ???????? ????? ? ???????????, ?????? ?.?. ?????????????????? ? ???????? ?????????, ? ??????? ???????? ????????? ????????? ??????????? ??????????????? 1979 ????: ??????????? ???????? ? ??????????????? ???????? ?????.?????? ? ??????? ?????????????? ??????? ?? ?????????? ?????? ? ????????? ?????? ??????????? ???????????? ???????? ??????????? ????? ???????? ??????????? ????????.??????? целью работы ???????? ?????????? ???????????? ???????????? ?? ?????????? ? ?????????? ???????????? ???????? ????? ???????? ??????????? ???????? ? ????????? ?????????? ? ????? ? ?????????? ??????????????? ??????????.??? ?????????? ????? ???????????? ???????? ????????? ??????? ??????:- ???????? ??????? ? ??????-???????????? ?????????? ?? ???????? ????????????;- ???????????? ????????????????? ?????? ?? ????? ????? ???????? ??????????? ???????? ?????????? ?????????? ??????????????? ?????????? ? 186 ?. ????????;- ?????? ?????????? ???????????????????? ??????? ??? ??????????? ????????? ???????????? ???????? ????? ???????? ??????????? ????????;- ???????? ????????? ???????????? ???????? ????? ???????? ??????????? ???????? ? ????????? ?????????? ? ????? ? ?????????? ??????????????? ??????????;- ?????? ??????????? ????????????;- ??????????? ? ?????????? ???????????? ???????????? ?? ?????????? ? ?????????? ???????????? ???????? ????? ???????? ??????????? ????????.Объект исследования: ????????? ???????????? ???????? ????? ???????? ??????????? ????????.Предмет изучения ? ???? ?????????? ? ????? ? ?????????? ??????????????? ?????????? ??? ???????????? ???????????? ???????? ????? ???????? ??????????? ????????.Гипотеза исследования: ????????? ???????????? ???????? ????? ???????? ??????????? ???????? ??????? ?? ????? ?????????? ? ????? ? ?????????? ??????????????? ??????????, ??????? ??????? ????????????? ??????????????? ????????? ??? ???????? ???????.???????????? ??????? ???????????? ????????? ????????? ????????:

- Методика «Несуществующее животное» была адаптирована Е. Швантрой для определения наличия агрессивности, скрытой тревожности, уровня самооценки и демонстративности;

- Методика «Рисунок семьи» основывана на работах А. И. Захарова (1982), В. Хьюлса (Hulse W., 1951), Дж. Ди Лио (Di Leo J» 1973), Л. Кормана (Corman L., 1964), P. Бернса, С. Кауфмана (Bums R., Kaufinan S., 1972), К. Маховера (Machover К., 1949) используется для определения уровня взаимоотношения ребенка с близкими взрослыми, его роли в семье, уровня коммуникативности, оценки своих действий;

- ???????? ??????? ????? (???????)? ?????????? ??????? ?????????? ???????? ?????? ???? ??? ????????? ?????? ??????????? ??????? ?? ?????????, ? ????? ??????? ? ???????????, ??????? ????????? ???????.????????????? ???????? ???????????? ??????? ? ????????? ?????????-??????????????? ???????????, ?? ??????? ??????? ?????????? ???????????? ???????? ????? ???????? ??????????? ????????.???????????? ?????????? ??????? ???????????? ??????????? ? ?????????? ???????????? ???????????? ?? ?????????? ? ?????????? ???????????? ???????? ????? ???????? ??????????? ???????? ? ????????? ?????????? ? ????? ? ?????????? ??????????????? ??????????.

І ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1 Понятие «психическое здоровье личности»

Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Эта достаточно известная в отношении здоровья позиция всемирной организации здравоохранения применительно к детям должна быть дополнена 3 критериями.

1. Здоровье ребенка – это, прежде всего, оптимальный уровень достигнутого развития - сомато-физического, психического и личностного, его соответствие хронологическому возрасту.

2. Здоровье ребенка - это его позитивная психическая и социальная адаптация к жизни в обществе, определенная толерантность к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям (Президент Всемирной психиатрической ассоциации Н.Сарториус,1990)

3. Здоровье ребенка - это его способность к формированию оптимальных адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста (Вельтищев Ю.Е.)

Таким образом, основное направление в области научных изысканий в отношении охраны психического здоровья детей проходит в области медико-социальных и медико-социально-правовых оценок.

Основополагающее значение для здоровья и развития детей, несомненно, имеют базовые принципы взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, принятые в соответствии с Конвенцией о правах ребенка в 1989 году.

Для данного исследования актуально рассмотрение термина «психическое здоровье личности». Ним определяют совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Это одно из определений, которое является общепризнанным учеными.

Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих его социальную адаптацию, то есть успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен как набор задач, с которыми человек должен справиться так и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, психическое здоровье индивида соотносится со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития личности, по мнению ученых, можно представить следующим образом:

От рождения до 3 лет. Ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.

От 3 до 6 лет. В этот период у ребенка формируется способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, развивать элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.

От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство, в ходе игр возникает адаптация к внесемейному окружению.

От 13 до 19 лет. Это трудный период сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии личности и конфликтом, связанным с её будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования настойчивым установкам сверстников. Затем он переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стилей, целей и установок.

Зрелость. В большинстве сообществ она предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем — еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

???????? ???????????? ???????? ?????????? ? ?????????? ???????? ?????? ?????????????? ?? ????? ?????? ???????? ????? ? ????????: ???????, ??????????, ?????????, ?????????, ??????????.?????????? ????????? ???????? ? ????????? ? ??????? ???? ????????. ??? ?????? ???????????? ????????? ????????????. ??, ?????? ????? ??? ?? ????????? ??? ????? ? ??? ??????? ???????? ? ??????????? ? ???????????????.? ?????????????????? ??????? ??????????? ????????? ?????? ???????????? ????????? ???????????. ??????????????? ?????? ?????? ?????????? ??? ????????? ??????? ?????????, ??????????? ? ??????????? ????????????, ? ?? ?????? ?????????? ???????? ? ?????????? ???????? [22].? ??????????? ?????????? ? ? ??????????? ???????? ?????? ???????????? ????????? ????????????? ??????. ??? ???? ????????? ???????????? ???????? ????? ??????????? ????????? ?? ???????????????? ????????.? ???????? ??????? ?? ??????????? ?????? ?????????? ??????? ????????? ??????????, ??? ??????? ????????????:1. ?????????, ??????????????? ???????, ??????? ????????? ?????????? ????????;2. ????????? ??????? ???????????, ????????? ? ??????????? ????????????, ? ?? ?????? ?????????? ???????? ??? ?????????? ????????;3. ???????????? ????????? ?????????, ????????????????? ??? ????????????????? ? ?????????? ?????? ? ??????????? ?????-???? ??????????? ?????????;4. ????????? ??????????? ????????????????? ???????? (???????? ? ?????????? ????????), ??????? ??????????? ? ??????? ??? ???????????? ? ?????????????? ?????????? ? ?????? ?????????? ????????;5. ?????????????-???????????? ?????????????? ????????? ????????????????? ???????? ? ?????????? ???????? [12].???????? ?????????? ???????? ??????????????? ???????? ?????????? ????????? ???, ???????? ?????, ??????????????? ? ????????????????? ?????????? ?????????? ? ???????? ???????? [12].?????? ???????????? ????????? ??? ?????? ????????? ???????????? ???????????????. ? ??????? ???????? ????????? ?????? ??????????? ???????????? ???????? ? ??????????????? ???????? ?????? ????????, ??? ????????? ?? ???????????? ???????? ??????? ??? ? ????????????? ????????????? ??? ????????? ??????????? ????????, ??? ? ? ?????????? ???????????????? ????????? ? ?????????, ??????????????? ?? ??????? ? ?????????? ? ??????????? ????????? [5].???????? ???????? ??????????? ???????????????? ????????, ?????? ???????? ??????? ???????, ?????????? ????????? ? ???????????????? ??????????, ??????????? ????????? ??????????? ??????????? ????????? ??? ?????????? ?? ???, ??????? ??????????? ????????? ? ????????????? ???????????? ???????, ???????? ? ?????? ? ???, ???????????? ??????????, ???????????? ??????????? ?????????? ? ???????????? ????????????? ??????????, ???????????? ?????. ??????????????, ??? ??????? ??????? ????????????? ?????? ????????????????? ? ?????????????, ?????? ??? ??????????? ???????? ? ??????? ?????? ? ????????? ??? ???? ? ???????????? ??????????????? ??????? ??? ????????. ??????? ???? ?? ????? ????? ????????,- ?????????????? ? ??????? [5].???????? ????????? ??????????? ??????????????? ?? ?????? ??????? ??????????? ?????????????? ???????????? ? ????????? ??????? ??????????? ????????, ??? ????????? ???????????? ???????? ??????? ???? ?????????? ? ?????, ??????? ???????? ?? ?????????????? ??????? ?? ????????? ? ?? ??????????? ????????? ? ???, ? ????? ? ?????, ??????? ?????? ? ???????? ????????? ?????????. ??? ?? ???????????? ??????????, ??? ????????? ???????????? ???????? ? ??????? ????? ??? ?????? ??????????? ?????:- ??-??????, ??? ???????????? ????? ???? ?????????????? ?????????? ?? ??????????? ???????? ???????????? ????????;- ??-??????, ?????? ?? ?????????? ????? ????????????? ??? ??????? ?? ????????????? ???????? [5].???, ???? ????? ?????????? ????????? ??????????? ? ????? ????????, ?? ??????? ??????????? ? ??????? ??????????. ????????, ? ??? ????? ??????????? ????????? ????????? ? ??????? ????, ? ???? ??? ????? ???? ?????????, ??? ???????? [5].? ??????????? ????? ? ?? ??? ???? ??????? ??? ???????? ???????????? ???????? ????? ????????? ????????? ????????????? ????? ??? ?????????. ????????, ????? ?????????? ???????????? ??????, ????????? ???, ?????????, ????????? ? ???????? ????. ?????? ??? ????????? ????? ????????? ????????. ? ????????? ?? ????? ??? ??????????? ????? ?????? ? ???????? ? ?????????? ????????????. ????? ????????? ????? ???? ?????????? ??? ??????????? ????????????.? ??????????????? ?????????? ??????? ???????????? ????????? ????? ??????? ???????????? ???????. ??? ? ??????? ??? ????????? ?.?.??????????? ? ?.?.??????????? [16] ??????? ??????? ??????????? ????? ???????.Психическое здоровье ??????????????? ? ??????? ??? ????????? ????????? ????????????, ????????????????? ??????????? ??????????? ??????????? ??????? ? ?????????????? ?????????? ???????? ?????????? ???????????????? ????????? ????????? ? ????????????.? ???? ??????????????? ????? ??????????? ???????? ??????????? ? ???????????? ???????????????? ???????? ? ???????????????? ???????????. ??????????????? ?????????? ????????? ? ?????????? ?????????? ???????????? ???????, ?????????? ? ?????????? [15].???, ? ????? ???????, ????????, ?.?????? ?????????? ??? ???????????? ???????????? ???????? ????????. ? ?????? ????????? ?????????? ????? ???? ?????, ??? ??? ??????, ? ????? ??????? ? ??? ??????????? ? ???????? ?????? ?????????? ????? ????????????????, ???????????? ?? ????????? ??????????? ? ?????? ??????????? ??????. ??????????? ???????? ???????????????? ????????, ?? ??? ??????, ???????? ?????????? ????????? ??????? ????????????? ? ????? ????. ??? ????? ??? ?????????? ???????????? ? ?????? ?????? ??? ??????? ?????????.?????? ???????????? ???????????? ???????? ???????? ?????????? ???????? ? ??????????????? ?????????. ?.?????? ???????, ??? ????????????????????? ???????? ??????? ????? ???????? ??? ???????? ??????, ?????????, ????????????, ???????????????? ? ???????????, ??????? ?????, ?????????, ??????? ???????? ????????????, ?????????? ? ?????????? [15].??????????????? ?????? ???????????? ???????? ???????????? ???????? ? ??????????? ???? ???????: ? ??? ??????????? ??? ????????????? ? ????, ? ????? ?????, ????????? ?? ????? ??????????? ????????????, ?????????; ??? ????????? ? ?????, ??????????? ????, ???????????? ???????????? ???????? ? ? ????? ??? ??????? [1].1.2 Социально-психологические детерминанты оказывающие влияние на развитие состояния психического здоровья ребенка старшего дошкольного возраста ?????????? ??????? ??????????????? ?????????? ???????????? ??????? ?? ?????????. ??????????? ???? ????? ??????????? ???????? ?? ?????? ???????????? ???, ??? ???????????? ????????? ??????? ?? ????????. ???? ???????? ?? ?????? ????????, ????? ??????? ?? ?????????? ???????? ?????????? ?????????? ?????, ??? ???????????, ?????????????? ????????? ???????? ???????? ??? ????????????????, ????? ???????? ??????????? ??? ??????? [14].?????????? ??? ???????????? ???????????? ? ?????????????? ?????????????? ????????? ? ???????????? ??????? ??????????????, ??????? ???????????? ???????????, ????????????? ? ???? ? ?????? ?????? ????????, ??????????? ????????????? ??????????? ???????? [21].????? ????????? ???????? ? ??????? ?????? ?? ?????? ?? ??????????? ????????? ? ????????????? ????? ???????? ?????????, ?? ? ?? ??????????? ???????? ?????. ??? ??? ????????????? ??????? ? ????????????? ????????? ? ???? ????????? ???, ????????, ??????????? ?????? ? ?????????? ?????? ??? ??? ???????? ??????????? ??????????? ?????????????. ???? ??????? ???????????? ????????? ????????? ? ???? ??? ??????????, ?? ??????? ????????? ???????? ??????? ? ??????? ???????? ? ???? ????????? ???????? ? ???????. ?????????? ??????? ?????????????? ?????????? ??????? ???? ????? ????? ?? ???????? ? ???????? ????????? ????????????? ?????????? ? ????????????? ????????? ? ???? ???????? ??????, ???????? ??????? ??????? ? ???????? ?????????????? ?????????????? [14].??? ???????? ????? ??????? ?? ????????? ? ??????? ?? ?????? ??????????? ???????? ?????? ???? ? ??????, ?? ? ????????????? ??????????? ????????????? ?????? ?????, ?????????? ????? ??????? ? ??????? ??? ???????????. ? ??????? ?? ????????? ? ???????????? ?? ??????? ????????, ??? ?????????? ????????? ?? ?????? ???? ??????, ?? ? ?????? ???????.?????? ? ?????????? ??????? ??????????????? ??????? ?? ???????? ? ?????????? ???????????? ??? ?????????? ?? ?????? ????? ? ?? ????????? [14].? ?????????? ??????? ??????????? ???????????? ? ???????????? ???????? ???????. ??? ????????, ? ?????? ???????, ??????????? ????? ??????????? ?????????, ????????????? ????? ??????? ??????????? ???????. ?????? ????? ???????? ???????? ???????? ? ?????? ???????. ?????? ?? ????? ?? ?????? ??????????????? ? ??????????? ? ????? ?????????? ??????????? ????????, ?? ? ????????????? ????? ????? ?????? ????????? ? ???????????????, ??????? ?? ???? ???????? ? ??? ???????????????? ????? [13]. ????? ???????, ???????? ??????? ?????????? ?? ????? ????????? ??????, ?? ???? ????????? ?? ????????-???????????? ? ????????-????????? ????????. ???????? ???????? ?????? ? ???????? ??????????? ????????? ??? ??????? ? ????? ????? ???????????? ? ???????, ???????????????, ??????????????. ? ????, ?? ?????? ?.?.?????????, ??????????? ??????????? ???? ?? ??????? ? ??? ??????????, ?? ????? ? ????????, ? ?? ?? ???????? ? ?????? [21].? ????????? ????????? ???????? ?????????? ??????? ???????? ????. ? ??????? ?????????? ???????? ???? ???????? ????????? ??????? ???????????? ? ????????????? ???????????? ???????, ??? ????? ??????????? ????????? ????? ? ?????????????? ????? ????. ?????? ??????? ???????? ?? ?????? ????????????????? ?????????? ??????? ? ???????? ??????????? ???????, ?? ? ??????????, ? ???????????? ? ???????, ?????? ?????, ????? ???? ? ????? ????? ? ????.????? ???????, ? ????????? ??????, ????????, ???? ?????????? ??????? ????????? ????????????? ? ???????????? ???????-??????????? [21].??? ?????? ?? ?????? ?????? ??? ????????? ? ???????????????, ??????? ?????????? ? ?????????? ????????. ??? ???????? ????? ??? ????? ??????, ???? ?? ???????? ???????? ?? ?? ????, ??????? ?????? ???????? ?? ???? ?????????? ???????? ???????. ??????????? ???????? ????????? ?, ???????, ??????? ? ???????? ??? ???????????? ???????? ? ???????????? ???????? ??????? ??????.?????? ? ???????? ????????? (?????, ?????, ???????? ? ???????) ??????? ??????????? ?? ?????? ?????? ????? ????? ? ?????? ?? ??? ? ????? ??? ?????????? ? ?????????? ?????, ??????? ?????? ???????????? ????, ???????? ?????????? ?????????? ? ???????? ????? ????????????, ? ? ?????????? ? ????????? ??????? ??????? ???????????? ???????????????. ???????? ?????? ????????, ????? ????, ?? ?????-???? ???????? ???????? ??????????? ???????? ? ????????? ?????? ????????? ??? ????? ?????, ????? ??? ? ?? ?????? ????????? ???-???????????? ???????, ????????, ?? ?????? ?????????????? ? ?????????? ????? [7].????? ?? ????? ???????? ???????? ??????? ????????????????, ??? ??????? ?????????????? ??????? ?? ???????? ?????????????? ???? ?????????? ?????? ?? ?????? ? ??????????? ??????????? ???????????? ?????????????? ??????? ????? ???????? ? ???????? ????????? (??? ?????????? ??? ????????? ??????? ??????? ???????? ? ??? ???????) [13].????????, ??? ????? ???? ?? ?????? ??????? ?? ????? ??????????? ??? ? ??????????, ????????????????, ??? ? ? ????????????? ????????: ??? ????? ???????? ??????, ??????, ????????, ?? ???? ????? ? ??????????? ? ????? ?????????????? ??????? ???????????? ? ?????????. ????? ????, ??? ???????, ????????, ???????????????, ?? ??????? ???????? ??????? ? ??????? ??????. ??????????, ????????? ??????? ???????????? ???????, ?????????? ???????, ?? ??? ???????? ????? ???????????? ? ???? ?????, ??? ??????? ??????? ?? ????????? ???????? ???????????????? ????????????? ???????????? ???????? ? ???????????? ???????? ????? [13].? ?????????? ????????? ????? ??????? ??????? ????????? ? ??????? ????????? ????????, ?, ???????? ??, ?? ?????? ???? ??????? ??? ????????????. ?????? ? ????? ?????, ??????????????? ? ?????, ??????????? ?????? ??????? ??????? ??????????? ???????????, ? ??? ????? ????????, ????????? ??????? ??????????? ?? ???????????????, ? ??????????? ?????????, ?? ???? ??????? ??????????? ????? ? ????? ???????????? ???????????????. ????? ????, ?? ?????? ?.?.??????????, ?.?.???????? ? ?????? ??????????????, ?????????? ????? ???????? ??????????? ? ??????? ?????????? ????????. ??????? ????????? ? ?????? ??? ????? ??????? ?????????? ????????? ?? ???????? ??????????? ????????? ?????????? ? ??????-??????????? ???????? ????? ? ????? ???????, ?????????? ????? ?????????? [18].??????? ? ????? ?? ?????????, ???? ???????? ??????? ??????????? ?? ?????? ??????? ?????????? ? ???????????? ?????? ??????????????? ? ?????, ????? ????? ? ????? ? ???, ????????? ? ?? ?????? ? ????????, ?????? ? ??????????????? ? ?????????, ????????? ????? ???????? ???? ??????? ? ??????? ????????????? ??????????? ? ??? ??????? ??????????, ????????? ??????????? ? ???????? ??????????, ???????? ?? ???????? ??????????????? ???? ?????????? ? ????????? ????? [17].???????????????? ???? ? ????????????? ???????? ??????????? ?????????????, ????????????? ??????????? ????????? ??????????? ? ???????????? ???????????. ???? ?????????? ????????? ??? ???????? ??????????????? ?????????????, ? ??????? ?????????? ?????????????? ? ??????? ?????????? ????????? ?????????????? ???????. ??????? ????? ??????? ?? ????? ????????? ??????? ? ??????? ? ?????????? ? ?????, ????????? ? ????? ? ??????? ????????????? ????????????, ?????????? ? ?????????? ?????????? ??????????, ??????????? ??????????? ??? ??????????????????? ????????? ????????. ??????????? ? ???? ???????? ?????? ??? ??????????? ??????????? ????????????? ???????? ???????? ?? ??????????????? ?????? ???????????-????????? ??????????????? ? ???????? ?????????? ?????????, ???????????????, ??????? ??????? ?? ????? ?????????? ??-?? ???????????? ????? ??????? ? ???????? ?????????????, ??????????? ?????? ??? ???????????????????? ????????????. ??????? ???????, ?? ?? ????????? ????, ????????? ??? ?????? ???????? ????????? ? ????? ? ??????????????? ??????????? ???????? ????????? [8].?????????????, ????? ???????, ??????????, ???????????? ? ??????????????? ??????? ???????? ????? ????????? ????? ????????? ???? ? ?????? ???????:- ?????????-???????????????, ?????????????? ????????? ??????? ? ????????????? ? ?????????? ????????? ???????? ???????;- ???????????????, ????????????? ???????????????? ? ?????????? ????????? ????????? ????????? ? ??????? ?????? ???;- ???????????????????? ??? ????????? ????????????? ???????? (???????????????) ?????????? ??????????? ? ????????? ????????.??????? ???????????? ??? ????? ??????????? ????????? ?????????????? ??????????? ????????????????? ????????, ??????? ???????? ?????????? ??????????? ???????????? ??????????. ?? ???? ???? ????????????? ??????????? ??????????? ?????? ? ????????????? ?????????? ????????? ???????????? ????????? ????????, ????????? ??????? ?? ????? ?????????? ? ????, ???????? ??. ?????????? ????????, ???????? ? ??????? ??????? ? ??????????????? ????????? ?????????????? ? ????? ???????????? ????????? ??????????, ????????????? ?????????? ?????, ??? ??????? ????????? ???????????? ?????????, ??? ????????? ????????? ??????????? (????????????) ?????????? ??? ???????? [9].????????? ??????????? ???, ??? ???? ? ????????? ?? ????? ??-?? ?????? ????????????? ? ??? ?????????? ???????????????? ?????????? ?????, ??????? ?????????? ? ????????? ? ????? ???????????? ????????????? ?? ??????????????? ??????-??????????? ??????????. ??? ????????? ????????? ???, ??? ????????? ?????? ????????????? ???????????? ? ???????? ??????- ??????????? ???????????? ?????????. ????? ????????? ??????????? ?????? ??????????? ??????????????? ??????????? ?????, ?? ???? ?? ???????? ????, ??????????? ? ???????? ?????? ????????, ???????????? ????????? ???????????? ????????, ?? ?? ????????? ??????????? ????????? ???????????? ????, ????????????? ?????????? ??????????, ????????????? ? ????? ????? ? ????????????, ???????? ? ????????, ???????? ????????????? ? ????????, ?.?. ????????? ???? ??????????????, ???????????????, ??????????, ????????????? ???? ????? ????? ??????, ??????????? [6].??? ????????????? ??????????? ?????????? ?????????????? ??????? ????????? ??????????? ???????, ???????? ? ????????????, ?? ?????????? ?????????????? ? ??????????? ?????????? ? ?????. ??? ???? ????????? ???????????? ? ????????????? ??????????????, ?????????? ??? ??????????? ???????????????? ? ???????????? ?????????, ????????? ???????????? ? ???????????????? ?????????.? ??????????????? ?????????? ????????, ? ?????????? ??????? ???????????????? ???????, ??????????? ??????? ?? ??????????? ???????? ??????? ?, ? ?????????, ?? ????????????? ????????????? ???????. ??????????? ?? ???? ???????? ????? ?????????-???????????????, ?????????-?????????? ? ?????????-????????????? ????????.?????????-?????????? ???????? ????????, ??????????? ??????????????? ??????? ?? ??????????? ????????, ?????????? ?????????? ????? ??????????? ?????, ????????? ???????, ?????????????? ????????? ??? ?????? ?????????????? ?????????? ? ??? ????????????. ?????????? ????? ???????? ?????????? ????????????? ?????????, ?? ????????????, ????????? ????????? ?????????? ??????? ? ????????? ? ????????????? ???????????????? ? ????? ??????? ???????????????? ?????????? ? ? ???????????? ??????????????? ? ???????????????????? ??????. ???????? ?????????? ??????????? ????????? ??????? ???? ????????? ? ???????? ????? ? ????????? ?????????? ??????? ?? ?? ??????? [10].?? ????????????? ????????? ? ????? ? ?? ??????????? ????????? ?? ?????? ?????? ????? ?????????-????????????? ???????, ????? ??????? ????? ???????? ?????, ???:? ???????????????????? ???????-??????? ???????;? ????????? ?????????;? ?????? ????? ?????? ?? ?????? ? ????????? ??????? ? ????.????????? ????? ? ?????? ???????? (?? 3-? ???) ? ?????????? ??????????????? ?????????? ??? ??????????? ???? ??? ?? ?????????? ???????? ??????? ????????????????? ????????, ????????? ????? ???? ??? ?? ?????? ? ??????? ? ???????: ? ??????????? ??????? ?????? ??????? ??????? ????????????? ? ??????, ????????, ???????? ? ???. ?? ????????????? ???? ?????? ? ???????? ? ??????? ? ????????? ??ۻ. ? ???????? ??????????? ?????????????? ??????? ??????? ? ??????? ? 3 ????? ? ????? ??????????? ??????? ?߻, ?? ???? ?????????? ???? ??? ?????????? ????????, ?????????? ??????????? ??????? ??????????? ?? ?????????. ??? ?????? ? ?????????? ???????? ? ??????? (????????? ? ???? ??? ? ?????????) ? ????? ??????? ???????? ????????? ??????????? ? ?????????????, ??? ????? ???????? ? ????????? ????????????? ???????. ? ??????? ???? ? 3 ????? ? ??????? ?????????? ??????? ???????????? ? ??????? ? ????? ????? ???????????. ????? ????, ? ???? ???????? ??? ????????? ??????? ??????????? ? ??????? ?? ????????????, ? ?????????? ????? ? ??????? ??????. ??????? ??????? ? ???????? 3-? ??? ????? ???????? ? ??????? ???, ?? ?????? ??? ??????????? ????????? [1].? ?????????-??????????????? ????????, ???????? ?? ?????????? ???????????? ???????? ?????, ????????? ???????, ?????? ?????, ?????, ??? ??????????? ???????? ?????????, ??????????? ????????? ?????????? ??? ????????? ? ????? ??????-???????????? ????????? [9].???????? ??????????? ? ??????-???????????? ????????? ????????? ??????????? ????????, ??? ? ?????????????, ??? ? ? ?????????? ??????????.?????????? ??????? ? ???????? ?????????????? ??????????, ??????????????? ???? ?? ????????? [4].??????? ?????????? ??????? ??????????????? ?????? ????????????? ?????????????? ??????? ? ????????? (???????? ? ??????), ?????? ?? ? ???? ??????????? ?? ???, ? ? ???? ??????????? ? ?????, ????????, ?????????. ? ???? ???????? ??????? ??? ?? ????? ?????? ??????????????? ? ????????? ?????????????? ???????, ?? ???????? ???????? ??????? ?????????? ????? ??????????, ?? ??????? ?????????? ??? ????????? ??????????? ?????? ? ???????????. ???????,- ??-??????, ????? ????? ????? ????? ?????????? ?????????????? ???????? ??? ????????? ???????, ???????? ????????? (? ???? ?????????????? ???????? ? ???????),- ??-??????, ?? ??????? ??????????? ???? ????????? ? ????????? ?????????, ??????????? ?????????, ????????? ?? ????? ?????? ???????? ?????? ????????????? ? ????????? ??? ???, ??? ?? ??????, ?? ??????????? ?????? ????????? ? ?? ??????? ?? ?????.????? ???????, ?????? ?????????, ??????? ????? ????? ?????????? ???????? ? ?????-???????????? ?????????? ??????? ????????????, ????????????? ? ????, ?????????????? ?????????? ? ????? ????? ?????????? ?? ???????????? ?????????? [14].

1.3 Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста

??????????? ???????? ??? ?????????? ??????? ?????????? ??????? ????? ? ????? ????????????? ?????????? ? ?????????? ? ?????????? ??????????????? ??????????, ?? ???? ??????? ????????? ??????????????? ????? ?????????? ? ??????, ?????? ? ?????????????, ? ????? ????? ?????? ? ????????? ?????????. [7].? 90-? ???? ?? ???? ?????? ??????? ?????????? ??? ??????? ?? ?????? ????? ?????????? [12]. ?????? ? ?????? ??????? ????????? ?????????? ????? ???? ???????????. ??? ???????? ?.?. ???????? ????????? ???? ????????????? ??????????:1. ???????????????.2. ??????????????.3. ?????????.??????????????? ??????????????? ??????? ??????? ??????? ???????, ?????? ???????? ?????????? ???????? ? ??????, ????? ? ????????????????? ??????? ? ????????? ? ??????????? ?????? ??? ? ?????? ?????????????. ? ?????????? ?????? ?????????? ???? ?????????? ??????? ???????? ?? ????????????, ???????????, ??????????????, ??????????? ?????????????? ?????? ????? (?????? ???? ?? ????????? ????????), ??????? ?????????? ?????????.??? ?????????????? ????? ?????????? ???????? ????? ?? ???? ??????? ???????? ?? ?????????? ?????: ???????????? ?? ????????????, ?? ???????? ???? ????????. ? ???? ?????? ????? ?????? ??????? ????? ?????, ??? ?????????????, ???????????????, ???????????????.??? ????????? ????? ?????????? ???? ???? ????? ??????????????? ??? ?????????, ???????????? ??????????????, ?????????, ?????????????, ????????????, ? ?????? ????????? [1].?????? ??????? ???????????? ???????? ? ????????????? ???????????? ????? ??????????, ??????? ???????? ? ???????????? ????????? ????????.???????? ?.?., ??????? ?.?. ? ????? ?.?. ???????? ??? ???? ????????????? ??????????.1. ?????????, ????????????? ?????????? ??????? (???????????? ??? ??????????????), ??????????? ??????? ???????????????? ? ?????????????? ???, ??????????? ??????? ????????????? ???? ????????? ? ???????????? ? ????????????? ????????? ? ???????? ??????. ?????? ????? ?????????? ??????????????? ?????? ???????????, ???????????????? ? ??????????? ???????? ?? ??????? ?????????.2. ???????????????????? ?????????? ? ????????-?????????? ????????? ????????? ? ????????, ??????? ? ???????? ?????? ???????, ??? ??????? ????? ???????????, ? ????? ?????????? ????????????? ??? ???????.3. ??????????????? ? ?????????? ???????? ? ??????? ???? ?????? ?????, ?????????? ??? ???? ??????? ??????, ??????? ?????? [4].??? ?????????? ??????? ??????? ? ????????? ???????????? ???????, ?? ???? ? ????????? ????????????? ? ?????????? ???????. ? ????? ? ???, ??? ?????? ? ?????????? ???????? ???????? ????? ??????????? ????, ?????????? ????????? ? ??????? ???????????? ?????????????, ?????? ?????????? ???????? ???????? ????????????????? ???????????? ????????? ???????? ?????-????????????.??????????, ????? ?????? ???????????????? ????????? ???????? ??????? ????????? ????????? ? ??????, ????????? ?????????? ??????????? ???? ?????? ???????, ??? ??????? ? ???????????, ?????? ????????? ???? ?? ????? ????? ????? [1].

В. Бурденко предлагает более развернутый вариант типологии воспитания:

1. кумир семьи. Ребенка в семье не просто обожают, а боготворят. Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое его желание. Любая прихоть малыша – закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь его уникальность и даже шалости такого ребенка неповторимы и являются предметом гордости. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность , растет капризным и эгоистичным, лишь потребляя и не желая отдавать в замен. Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития. Родители освобождают его от всех обязанностей. Такой ребенок практически не адаптируем к дошкольным учреждениям

2. гиперопека. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ему нет смысла бунтовать, отстаивая свое «Я». Ведь то, что он неповторим он знает с самого рождения. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю его жизнь до малейших мелочей. И как результат их малыш теряет свою индивидуальность. Но родители не просто любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Малыш загружен до предела. Он хочет оправдать надежды родителей. Гиперопека ведет к безволию, лишает творческого начала. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека не прекращается и в подростковом возрасте, вызывая бурную реакцию протеста

3. гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным и нелюбимым. Родители уделяют ему минимум внимания. Такой малыш не всегда накормлен. Он вынужден сам думать о себе, завидуя тем детям, о которых заботятся родители. Ему не покупают книжки и игрушки. Все это отражается на психике ребенка, и он со временем начинает ощущать себя неполноценным. Этот комплекс собственной неполноценности преследует его всю жизнь.

4. безнадзорность. Это гипоопека в высшей степени. Такому ребенку не уделяют даже минимум внимания. Его вообще не замечают. Такому малышу грозит задержка в развитии и дальнейшая психическая неполноценность.

5. воспитание по типу «золушки». В такой семье ребенок не знает о ласке и любви. Его все время оскорбляют и унижают. Он постоянно чувствует себя ущербным, плохим, обузой. Всего боится, особенно сравнения с другими, по мнению родителей, гораздо лучшими детьми. Нередко, чтобы выстоять, ребенок придумывает для себя мир иллюзий, который наслаивается на реальность, притупляя жестокость действительности. Часто, вырастая. Такие дети мстят родителям за украденное детство.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 260
Бесплатно скачать Дипломная работа: Разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении