Дипломная работа: Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

1.1 ???????????????????? ??????????? ????????????? ????????

1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности

1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков

Выводы по 1 главе

Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности

2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121

2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»

2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы

«Вселенная»

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Формирование личности подростка, юноши или девушки, носит всеобъемлющий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и вещей, целесообразно организованная учебно-трудовая и общественная деятельность, общение учащегося в быту, спорте, игре. Но наиболее эффективным, несомненно, является художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия видами искусства, в котором у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить в области культуры.

Подростковый период - время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего "Я". Центральным новообразованием личности подростка, по мнению психологов, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания. Этот возраст представляет идеальную возможность приобщения формирующейся личности к ценностям принятых в обществе, к жизненной этике и эстетике.

Актуальность исследования:

В России преодоление кризисных явлений всегда связывалось с реализацией созидательного потенциала культуры, с возрождением и дальнейшим развитием лучших ее традиций, среди которых особое место принадлежит эффективному использованию возможностей искусства как средства нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания подростков.

Эта проблема исключительно актуальна в настоящее время, когда интенсивный рост преступности обусловил борьбу с ней как стратегическое направление деятельности российского общества и государства. Наркомания, пьянство, бродяжничество, деструктивные формы свободного времяпрепровождения и преступность в наибольшей степени поразили молодежно-подростковую среду, что явилось реакцией на кризисные явления в экономике, напряженность в межнациональных отношениях, трудности с получением образования и с трудоустройством, неэффективности молодежной политики, коммерциализацию досуга, ослабление ряда традиционных институтов социализации, девальвацию нравственных идеалов, этических ценностей и норм.

Преодоление асоциального поведения подростков требует широкого использования системы взаимодополняющих профилактических мер социально-экономического, правового, организационного, психологического характера, среди которых значительное место призвана занять культурно-досуговая деятельность.

В течение многих десятилетий государство пыталось решить проблемы формирования личности, ограничивая процесс воспитания рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива. В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга. Но эффективность этой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но не следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подростка в его свободное время невозможно. Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей подрастающего поколения, для преодоления черт асоциального поведения, но достигать этого можно и нужно посредством создания благоприятной социально-культурной среды.

Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.

Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.

2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.

3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.

4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 183
Бесплатно скачать Дипломная работа: Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков