Дипломная работа: Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Введение
Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества
1.1 Содержание понятия детского творчества
1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве
1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности
Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях
2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте
2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию
Глава 3. Экспериментальное исследование
3.1 Этапы и методы экспериментального исследования
3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента
Заключение
Список литературы
Введение
Доказано, что дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения.
Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной, так как в современной педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, то есть носят узкодидактический характер. Потому о формировании творчества говорить не приходится, его развитие в основном стихийно, бессистемно. Еще Е.А. Флерина обращала внимание на то, что педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятиях условий для возникновения соответствующих чувств, не формируют у детей способность переноса знаний и умений в новые условия. Флерина Е.А. одна из первых дала определение детского творчества.
Детское творчество - процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями.
Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л.С. Выготского. Он писал: “ Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению”. Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.
Так, Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.
Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.
В теории и практике наиболее полно освещены вопросы по обучению детей технике рисования, формированию навыков изобразительной деятельности, однако наименее изучены вопросы по развитию творчества, воображения, что и определило тему нашего исследования: Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста.
Отсюда вытекает противоречие между требованиями общества к развитию творческой личности и недостаточной эффективностью используемых для этого средств в практике ДОУ для решения соответствующей задачи.
Цель работы : теоретическое изучение основ проблемы развития детского творчества и экспериментальное доказательство возможности использования сюжетного рисования в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте.
Объект изучения : развитие детского творчества.
Предмет исследования : возможности занятий по сюжетному рисованию в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: Эффективным средством развития творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ является сюжетное рисование. Эффективность сюжетного рисования обусловлена следующими её специфическими особенностями:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--