Дипломная работа: Развитие графических навыков у детей на занятиях кружка росписи по дереву
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности. 6
1.2 Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования. 29
1.3 Вывод. 51
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА "РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ". 53
2.1 Учебная программа занятий кружка «Роспись по дереву». 53
2.2 Методика преподавания Городецкой росписи. 55
2.3 Занятия и учебно-воспитательные задачи. 61
2.4 Вывод. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 70
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 74
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «Развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву» обусловлена тем, что воспитаннику учреждения дополнительного образования предоставляется возможность стать субъектом творчества собственной жизни на основе развития познавательного интереса и индивидуального подхода педагога к каждому учащемуся. Дополнительное образование играет важную роль в развитии учащихся: помогает проявить и реализовать себя, как личность; открывает и развивает новые способности ребят; заполняет их свободное время. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствовать формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца.
Видный исследователь детского творчества Н. П. Сакулина убедительно доказывает преимущества развития графических навыков средствами народного искусства: «Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративных навыков у детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента — многократно повторяющиеся растительные мотивы — позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка»
Известный исследователь проблемы способностей В.И. Киреенко подчеркивал: "Если учителя только восхищаются, не вмешиваясь в дела ребенка, то детская непосредственность в рисунках скоро превратится в графическую безграмотность, которая начинает не удовлетворять и самого развивающегося ребенка. Он начинает осознавать свою беспомощность, в результате чего может отказаться от любимого занятия на всю жизнь".
Если ребёнок будет осваивать графические навыки в изобразительном искусстве (в рисунке, живописи, композиции) то в процессе овладения может развить графические навыки, но более успешно и легче для ребёнка их развивать на занятиях росписи по дереву. Если ребёнок владеет навыками, в том числе графическими, то изучение народного искусства ради совершенствования традиционных художественных промыслов приобретает тем самым особую актуальность. В сущности именно ради сохранения художественной национальной традиции, этого живого родника, необходимо заботиться о развитии графических навыков у детей.
В связи с вышеизложенным, проблема настоящего исследования заключается в том, чтобы найти те приёмы обучения декоративно-прикладному искусству, которые помогут наиболее успешно развивать графические навыки у детей младшего школьного возраста А так же помогать и создавать им условия для более глубокого изучения данного материала и тем самым расширить объём предусмотренный школьной учебной программой, развивать у детей стремление к самообразованию, формировать необходимые для этого графические навыки и умения.
Для решения этой проблемы нами была разработана программа кружка росписи по дереву «Сказочные красоты» для учреждения дополнительного образования.
Цель исследования: поиск эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в кружке росписи по дереву.
Объект исследования: развитие графических навыков.
Предмет исследования: развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву.
Гипотеза исследования: Если педагог на занятиях кружка росписи по дереву будет:
1. Возрастные особенности младшего школьного возраста;
2. Использовать различные инструменты, материалы и художественные техники;
3. Знакомить детей с элементами различных росписей;
4. То развитие графических навыков будет проходить более успешно.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы решается следующими задачами исследования:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--