Дипломная работа: Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством
Выполнила студентка VIкурса
отделения заочного обучения
Сафронова Елена Владимировна
Научный руководитель:
старший преподаватель
Питенко Светлана Владимировна
Выпускная квалификационная работа «Рекомендую к защите»
Допущена к защите
Зав. кафедрой истории педагогики
и частных методик, к.п.н., доцент
Протасова Елена Владимировна
Соликамск - 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Влияние занятий изобразительным искусством на развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом
1.1 Особенности развития детей с детским церебральным параличом
1.2 Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством
1.3 Специфика занятий изобразительным искусством у учащихся с детским церебральным параличом
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация опытно-экспериментального изучения влияния занятий изобразительным искусством на развитие мелкой моторики рук учащихся с детским церебральным параличом
2.1 ????????? ?????? ???????? ?????? ???????? ? ?????? ???????? ? ??????? ???????????? ?????????2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Введение
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, его частью. Именно близость моторной и речевых зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Данные электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми, особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи.
???? ? ?????????? ??????? ??????-????????????? ???????? ??? ????????? ??????????? ???????? ???????? ???????????? ???????? ??????????? ?????????. ?? ?????? ??????????? ?????????? ????????? ?????? 10-? ???????-??????? ???????? ????????? ?? ??????? ??????????? ??????-????????????? ????????. ????? ??????? ??????? ???? ? ????????? ???????? ??????? ?????????, ?????? ?? ???????, ??????? ? ??????????? ????????????.??????????? ??????? ???????, ??????????????? ?????? ??????? ? ???????? ????? ? ???????????? ?????????, ????? ??? ?.?. ????????, ?.?. ?????????, ?.?. ??????????, ?.?. ?????????, ?.?. ????????, ?.?. ????????, ?.?. ????????, ?.?. ????????, ?.?. ?????????, ????? ?????? ?????????? ??????????? ?????????????? ????????????, ????????? ?? ????????? ???????????? ??????????????? ???????????? ? ??????????? ??????? ? ????? ? ????? ?????????. ? ??????? ?.?. ?????????, ?.?. ?????????, ?.?. ??????, ?.?. ?????????????, ?.?. ???????? ? ??. ??????????, ??? ???????? ???????? ??????????????? ???????????? ???????????? ????????????????? ???????? ???????, ???????? ? ???????????? ?????? ????? ????????????. ??????????????? ????????????? ???????? ? ????? ????? ? ??????????? ??????? ???????????????????? ???????? ????? ??????? ??????????????? ????????????? ? ?????????????? ??????, ? ?????????, ?????? ? ???????????. ????????, ??? ??????? ??????????? ????????? ? ??????? ??????????? ???? ?????? ?? ????? ??????? ? ?????? ? ????????? ???????? ???????, ? ????????????? ??? ?????? ? ????????. ? ???????? ???????? ?????? ???? ??????????? ? ?????????? ?????? ? ??????? ?????????? ????????????????? ?????? ???????? ???.Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с детским церебральным параличом охотно занимаются изобразительной деятельностью и художественным трудом, поскольку эта область открывает перед детьми с ограниченными возможностями очень много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Разные виды изобразительности показывают многообразие средств для реализации задуманного. Ребенок получает возможность выразить в рисунке, поделке, аппликации свой внутренний мир, мысли, настроение, мечты. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие, желание как можно лучше исполнить свою работу, а параллельно с этим происходит совершенствование движений кисти и пальцев. Однако данных по изучению особенностей формирования и коррекции изобразительной деятельности у детей с церебральным параличом в литературе необоснованно мало. Это препятствует организации коррекционной работы в пропедевтическом периоде и затрудняет последующее обучение детей. Все вышеперечисленное обусловило проблему исследования: каковы возможности занятий изобразительным искусством для развития мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом.
???? ????????????: ???????? ?????? ???????? ???? ???????? ? ??????? ???????????? ????????? ?? ???????? ??????????????? ??????????.Объект исследования: развитие мелкой моторики рук у детей с детским церебральным параличом.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--