Дипломная работа: Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Развитие музейного дела в XVIII веке в России

§ 1. Коллекции живописи, музеи изобразительного и прикладного искусства

§ 2. Естественно-научные (природоведческие) коллекции и музеи

§ 3. Научно-технические коллекции и музеи

§ 4. Исторические коллекции и музеи

Глава 2. Музейное дело в первой половине XIX века в России

§ 1. Художественные музеи

§ 2. Природоведческие музеи

§ 3. Музеи науки и техники

§ 4. Исторические музеи

§ 5. Начало организации охраны памятников истории и культуры

Глава 3. "Золотой век" музеев во второй половине XIX – начале XX века в России

§ 1. Общие тенденции развития музейного дела

§ 2. Художественные музеи

§ 3. Природоведческие музеи

§ 4. Музеи науки и техники

§ 5. Исторические музеи

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Музей (греч. muséion - место, посвященное музам, храм муз, от músa - муза) – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом, как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, - музейных предметов.

В настоящее время сложился ряд определений понятия "Музей", что объясняется как неустоявшимся состоянием языка музееведения, так и сложностью феномена музея. Большинство исследователей определяют музей как социальный институт через выполняемые им социальные функции. В сфере международного общения часто используется определение, данное в Уставе международного совета музеев (ИНКОМ) (1974): "Музей – постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей.

Другие исследователи определяют музей через музейный предмет. Важнейшим для понимания сущности музея в этом случае становятся понятия "музейная потребность" (стремление человека сохранить предметы, имеющие не связанную с текущими утилитарными функциями духовную, эстетическую, научную, мемориальную и т.п. ценность) и "музейность" (музеальность, свойство предмета, обладающего такой ценностью и поэтому подлежащему помещению в специальные условия хранения, изучения и репрезентации).

Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в музеях хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).

История возникновения музеев как своеобразных общественных институтов, удовлетворяющих потребности политического, научного, культурного, экономического характера, уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и общественной жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйственных целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетической ценности.

Музеи сегодня являются общедоступными научно-просветительными учреждениями и пользуются популярностью среди различных слоев общества. Нетрудно заметить, что музей как специфический социокультурный институт, формирование которого началось уже на ранних этапах цивилизации, у большинства народов характеризуется относительно ровным поступательным движением. Это объясняется стабильной объективной потребностью человечества в сохранении и трансляции культур прошлого.

Обзор исторического пути, пройденного музеями мира может включать большой период, охватывающий несколько тысяч лет. Начальная граница периода просматривается очень слабо, если она вообще может быть точно определена.

Истоки искусства народов Восточной Европы теряются в истории восточного славянского народа "антов", который еще в VI веке образовывал первые большие союзы в Поднепровье и совершал набеги на Византию. Со второй половине XI века Восточная Европа вступает в период феодальной раздробленности. И так же, как и на Западе, средневековое славянское искусство обрело свое самостоятельное неповторимое лицо уже тогда, когда была нарушена неустойчивая централизация государственной власти. До этого культура Восточной Европы была высокой, но еще не вполне самобытной. Приняв в конце Х веке христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян. Славяне знали литье и чеканку, керамику и вышивку, владели тонким мастерством эмалей. Они производили искусные ювелирные изделия — бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья), усыпанные "зернью", увитые сканью.

Киевское, Полоцкое, Новгородское княжества быстро выдвинулись в ряд передовых стран средневекового мира. Время княжения Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Всеслава Брячиславовича осталось как время процветания и славы этих земель. Князь Ярослав был выдающимся государственным деятелем, который "книгам прилепса... и собра писце многы и перекладаше от грек на словеньское письмо, и списана книг многы...". Киев, Полоцк и Новгород, помимо Византии и Скандинавии, сообщались со славянскими странами, с Францией, Германией, Англией, что оказывало влияние на торговые отношения и развитие их культур. В XI веке широко и богато обустраивались города, были заложены храмы Софии, начали составляться летописные своды.

Как на Западе, так и на Востоке церкви богато украшались, были своего рода культурными центрами. Софии Киевская, Полоцкая и Новгородская были украшены мозаиками и фресками работы выдающихся мастеров. Эти мозаики достойны стоять в ряду лучших творений византийского искусства, но в них есть и нечто новое: печать характера молодых мужественных народов, для которых культура Византии была отправной точкой, а не предметом слепого подражания.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 229
Бесплатно скачать Дипломная работа: Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков