Дипломная работа: Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Институт (факультет) Гуманитарный институт

Кафедра Теоретической и прикладной психологии

Специальность 030301 «Психология»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста»

СТУДЕНТКА: Малышева В.О. ____________

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: доцент.к.псх.н., Деревянко Р.И. ______

Допустить к защите

Заведующий кафедрой д.псх.н., профессор Кудинов С.И. _________

«____»_____________________2008г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………..………..…………………..5

1.1. Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной психологии....…………………………………..6

1.2. Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в отечественной психологии….................................................12

1.3. Концепции развития памяти…………………………………………….20

РЕЗЮМЕ………………………………………………………………………...24

ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...…………………………………………………….26

2.1. Организация исследования памяти у детей дошкольного возраста…..26

2.2. Программа развития памяти у детей…………………………………….36

2.3. Анализ результатов исследования……………………………………….39

РЕЗЮМЕ………………..……………………..…………………………………43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...47

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….52


ВВЕДЕНИЕ

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и посредственному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности

Теория развития памяти породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения. Отметим дополнительный аспект исследования. С его помощью можно определить индивидуальные особенности развития памяти детей.

При этом раннее детство – самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле.

Актуальность темы , выбранной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы была определена цель работы, которая сводится к определению методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.

Память была определена как объект исследования.

Предмет исследования – методы психологического воздействия, объект – развитие памяти детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Последняя деталь объясняется тем, что именно в ДОУ можно провести групповой эксперимент и сделать выводы относительно эффективности тех или иных методов психологического воздействия на развитие памяти младших дошкольников.

В ходе работы была выдвинута гипотеза , заключающаяся в том, что комплексное использование методов психологического воздействия в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует развитию памяти в младшем дошкольном возрасте.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 1004
Бесплатно скачать Дипломная работа: Развитие памяти у детей дошкольного возраста