Дипломная работа: Развитие представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий

Федеральное агенство по образованию ГОУ ВПО

Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л. Н. Толстого

Кафедра педагогики и психологии начального образования

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Развитие представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий»

Выполнила: студентка ТГПУ им.

Л. Н. Толстого ОЗО факультета

ПиПРР группы 5 «В» (5)

Сычева Оксана Викторовна

Научный руководитель

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры ПиПНО

ТГПУ им. Л. Н. Толстого -

Ежкова Нина Сергеевна

Тула, 2005


Оглавление

.Введение

.Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях

1.1 Психолого-педагогические подходы к формированию представлений у детей шестого года жизни

1.2 Проблемы формирования представлений о труде взрослых у дошкольников в процессе занятий

Глава 2. Экспериментальное изучение процесса формирования представлений о труде взрослых посредством занятий

2.1 Состояние практики по формированию представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы

2.2 Методика формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях

2.3 Анализ экспериментальных данных

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. В работе В.Г. Нечаевой говорится, что знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду.

Анализ исследований дает основание говорить о том, что трудовое воспитание рассматривалось как средство развития нравственных качеств: трудолюбия, заботливости и др. (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Л. И. Сайгушева); исследовался труд как вид детской деятельности (Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Д. И. Сергеева и др.); выделены виды труда дошкольников: хозяйственно – бытовой, труд в природе, ручной труд и самообслуживание; рассматривались особенности взаимоотношений детей в труде (Р. С. Буре, Т. А. Репина). В работах В. И. Логиновой, Крулехт Н.Д. представлена система знаний о труде взрослых на основе причинно – следственных связей – преобразование предметов труда в процессе труда в его продукт. В работах Г. М. Годиной, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой и др. показана роль социально – значимой мотивации как основного компонента трудового процесса.

В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гумманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей. Малыши быстро перенимают новые оценки результатов труда (выгодно – невыгодно и др.) и установки взрослых. Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества», поэтому в сложившихся условиях необходимо многое переосмыслить в организации педагогической работы, в том числе и в трудовом воспитании. Несмотря на переоценку многих ценностей нельзя игнорировать категорию вечных, абсолютных, среди которых труд и его нравственная и социальная значимость.

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Преимущество экскурсий состоит в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. Неслучайно известный отечественный психолог В. А. Петровский предлагает изменить трудовое воспитание на деловое, показав сущность труда. О силе примера взрослых в воспитании детей говорили многие исследователи: Р. С. Буре, Г. М. Година, Д. И. Сергеева и др. Они придавали огромное значение той трудовой атмосферы, которая постоянно окружает ребенка.

И вместе с тем современная практика дошкольного образования далеко не всегда последовательно и систематично использует экскурсии как средство развития представлений о труде взрослых у старших дошкольников, часто ограничиваясь плановыми занятиями в рамках ДОУ.

Важность проблемы и одновременно недостаточно последовательная реализация этой работы в практике ДОУ определили выбор исследования.

Цель исследования – раскрыть и опытно – экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых посредством экскурсий.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 286
Бесплатно скачать Дипломная работа: Развитие представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий