Дипломная работа: Развитие пространственных представлений на занятиях конструированием у старших дошкольников
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования пространственно-образного мышления старших дошкольников средствами архитектурного проектирования
1.1 Теория пространственных представлений в социально-историческом контексте
1.2 Архитектурное проектирование – состояние и постановка проблемы
1.3 Психолого-педагогические основы изучения проблемы пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
Глава II. Занятия конструированием в дошкольных образовательных учреждениях как фактор развития пространственных представлений старших дошкольников с задержкой психического развития
2.1 Обследование
2.2 Методы исследования
2.3 Результаты исследования
2.4 Методическое обоснование проведения формирующего эксперимента
2.5 Программа формирующего эксперимента
2.6 Результаты формирующего эксперимента и их анализ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Сегодня, продолжающиеся в России преобразования, требуют поиск новых научных исследований, открытий, обеспечивавших благосостояние ее народа.
Вместе с тем социально-экономическое обновление в стране сопряжено с обширным кризисом практически всех ее жизненно важных сфер: политической, экологической, нравственной, образовательной.
В данной ситуации возникла острая необходимость системного познания средств обучения и воспитания, в том числе в образовательно-воспитательных учреждениях для подрастающего поколения, обеспечивающих готовность жить и работать в новых российских условиях.
В этом контексте, в качестве доминирующих, выделяются два положения об обучении как объективном и историко-культурном непрерывном процессе, сопутствующем становлению цивилизации, и воспитании как осознанном специально организованном процессе, обеспечивающем развитие личности..
Одновременно особое место отводится психолого-педагогическим методикам, определяющим будущий предпочтительный «профессионально-ориентированный» личный профиль восприятия окружающей среды с новых позиций старших дошкольников при их генетически обусловленных предрасположенностях к той или иной среде и предполагающим вид их деятельности при выстраивании «родственных» отношений к данной окружающей среде, а также методикам по формированию пространственно-образного мышления старших дошкольников.
Разработанность проблемы в науке. Анализ степени научной разработанности проблемы - формирование пространственно-образных представлений старших дошкольников средствами архитектурного проектирования в условиях образовательных учреждений показывает, что в отечественной науке сложились предпосылки к ее комплексному изучению:
- теоретико-методологические основания формирования пространственно-образных представлений в обучении и воспитании личности дошкольника (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, К И. Бузаров, М.Р. Кудаев, Е.И. Перовский, П.И. Пидкасистый); образовательно-воспитательные возможности окружающей предметно-пространственной среды (Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов и др.),
- в том числе в контексте экологического воспитания (Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова и др.);
- обучение и воспитание личности дошкольника основами архитектурного проектирования в образовательно-воспитательных учреждениях, способствующих формированию чувства пространственно-образных представлений у старших дошкольников (Котенко Л.В., Мануйлов Ю.С. и др.);
- педагогическая деятельность по формированию представлений о проекционной графике в архитектурном проектировании в образовательно-воспитательных учреждениях (Бриллинг Н.С, Климухин А.Г., Короев Ю.И., Левицкий B.C., Пеклич В.А.).
Итак, физиологическая теория пространственно-образных представлениий, как правило, изначально отражает сущность внутренних механизмов нашей зрительной системы (Д. Уолд, П. Браун, Э. Мак-Николм, У. Маркс и др.). В 1990 годах учеными-физиологами изданы первые пособия и статьи по актуальным проблемам пространственно-образного развития, обучения и воспитания старших дошкольников (В.П. Ермаков, Г.А. Якунин) средствами многомерного пространства (Л. Гурвич, Джеймсон, Д. Джадд, Э. Лэнд и др.). Результаты их деятельности нашли отражение в средствах формирования образного мышления личности. В психофизической теории чувства человека рассматриваются в качестве детекторов внешней информации, что позволяет вычленять освоение дошкольниками ценностного содержания в окружающем мире, имеющего эстетический, нравственный, патриотический аспект. В эстетической теории общепринятым является мнение о том, что дошкольники, осознавая "законы красоты", острее воспринимают прекрасное и тоньше его чувствуют (Б. М. Неменский). Как показали исследования, природно-пространственная среда не только воздействует на эмоциональную сферу личности, но и становится составляющей "культурной среды" человека (Д.С. Лихачев), следовательно, и его профориентационной.
В современной психологической науке наблюдается количественный рост эмпирических исследований, посвященных проблемам формирования и развития личности (Ю.А. Аксенова, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, O.K. Конева, П.А. Кудин, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Митькин, Е.И. Рогов, К. Роу, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, Д.И. Фельдштейн, Е. М. Трофимова, Д. Б. Эльконин).
Графическое видение предметного мира графиками обеспечивает педагогические кадры наглядными средствами, формирующими нравственные, эстетические, патриотические качества личности старших дошкольников (Борисов Д.М.).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--