Дипломная работа: Роль эмоционального компонента в системе отношений учитель-ученик (младшие школьники)

Содержание

Введение

Глава 1 Становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности

Глава 2 Характеристика системы отношений детей младшего школьного возраста

2.1. Место межличностного взаимодействия в системе отношений

2.2. Специфика системы взаимоотношений “учитель – ученик”

Глава 3 Связь эмоциональной сферы с системой отношений младшего школьника

3.1. Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника.

3.2. Роль эмоционального компонента в системе отношений “учитель – ученик”

Глава 4 Исследование взаимоотношений “учитель – ученик”.

4.1. Программа и структура эмпирического исследования.

4.2. Методы исследования.

4.3. Описание используемых методов обработки результатов исследования

Глава 5 Результаты исследования и их обсуждение.

5.1. Анализ эмоциональных переживаний, связанных с взаимоотношениями “учитель – ученик”.

5.2. Особенности представлений учителя об образе учеников.

5.3.Анализ отношения учеников к учителю в зависимости от степени принятия педагогом личности ученика.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.


ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность проблемы.

Работа посвящена изучению взаимоотношений “учитель – ученик” и исследованию их влияния на эмоциональную сферу младшего школьника.

В отечественной и зарубежной психологии традиционно большое внимание уделяется вопросам эмоций (Э. Гельнгорн, К. Изард , В.Кеннон , Ф.В. Линдсли, П.В. Симонов , В.К. Вилюнас , Л.М. Веккер ), психическим эмоциональным состояниям (Н.Ф. Левитов , Е.Ф. Рыбалко, А.Б. Леонова , А.В. Витт , М.Н. Русалова , Е.П. Ильин и др.), состоянию эмоциональной сферы (М.А. Немчин , О.В. Овчинникова, А.Г. Дикая, Б.А. Вяткин).

Причины эмоциональных переживаний младших школьников можно представить в виде кольцевой модели взаимозависимых причин, связанных с успешностью ребенка в учебной деятельности, с его индивидуальными особенностями и взаимоотношениями со значимыми людьми.

Значимость благоприятных эмоциональных отношений для формирования эмоциональной сферы личности является аксиомотичной, однако, сами эмоциональные отношения, закономерности их развития и причины деформации изучены недостаточно.

Самостоятельных целевых исследований эмоциональных отношений пока не много (да и сам термин “эмоциональные отношения” не является общеупотребительным). Исследование эмоциональных отношений до недавнего времени проводилось по приемуществу в лабораторных условиях, на незнакомых людях, вне реальной личностно значимой совместной деятельности. Психологическое изучение эмоциональных отношений шло относительно автономно от исследования системы отношений “учитель – ученик”, или же эмоциональный компонент межличностных отношений описывался, как правило, лишь со стороны ученика. Однако, эмоциональные аспекты любого взаимодействия, а тем более взаимодействия взрослого и ребенка, обнаруживают “характер двусторонности”, так как “люди достаточно сходны в предпочтении того или иного эмоционального отношения к ним”[14]. В результате возникают “ответные” эмоциональные переживания, зависящие от тех, которые служат для них непосредственной причиной. “Социальные воздействия взрослого выступают в роли факторов, актуализирующих, направляющих, поддерживающих или же тормозящих, блокирующих, деформирующих психические усилия личности”[3].

Отрицательные эмоциональные переживания, связанные с трудностью освоения учебной деятельности могут носить взаимообуславливающий характер с системой взаимодействия “ребенок – взрослый”, поэтому система “ученик – учитель” в формировании эмоциональной сферы младшего школьника вносит вклад, который мы считаем заслуживающим самого пристального внимания.

Анализируя причины возникновения отрицательных эмоциональных переживаний младших школьников, мы опирались на концепцию Л.С. Выготского об изучении переживаний ребенка “как его внутреннего отношения к тому или иному моменту действительности”, что предусматривает изучение личного отношения ребенка к разнообразным ситуациям его жизни. В своем исследовании мы придерживались концепции В.Н. Мясищева о значимости системы отношений человека в его переживаниях.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 189
Бесплатно скачать Дипломная работа: Роль эмоционального компонента в системе отношений учитель-ученик (младшие школьники)