Дипломная работа: Роль картографической наглядности в обучении истории
Введение…………………………………………………………………............. 3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование использования картографической наглядности на уроках истории.
I.1. Исторический аспект проблемы совершенствования школьной картографической подготовки..…………………………………………….........5
I.2. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач на уроках истории……………………………………….9
Глава II. Условия эффективного использования картографического материала на уроках истории.
II.1. Методика организации работы по исторической карте ………….……..16
II.2. Картографические знания как условие успешного усвоения исторического материала………………..............................................................19
Глава III. Исследование условий формирования картографических знаний, умений и навыков у учащихся 6-х классов.
III.1. Исследование уровня картографических знаний, умений и навыков учащихся 6-х классов……………………………………………………………30
III.2. Организация работы по формированию картографических знаний, умений и навыков………………………………………………………………..35
III.3. Анализ результатов исследования………………………………………..37
Заключение……………………………………………………………….……...40
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Одной из важнейших задач общего среднего образования является формирование картографической грамотности учащихся. Существующая ныне школьная картография представляет собой усеченный вариант «теоретизированной» системы картографических знаний и умений, разработанный в 60 - 70-е годы ХХ века Н.В. Андреевым, Г.Ю. Грюнбергом, М. В. Студеникиным, Н.В. Малаховым и др.
Глобальные изменения, произошедшие с тех пор в системе общего среднего образования, его личностно – ориентированная и практическая направленность, предопределили необходимость переориентации системы картографических знаний и умений с изучения теоретических основ картографии на обучение «пользователя» исторической информации, т. е. на преимущественное освоение практически значимых умений.
Присутствующая сегодня в школе система картографических знаний и умений, кроме того, отражает во многом устаревшие представления о картографической науке. В современном информационном обществе приоритетное развитие получили науки, так или иначе связанные с хранением, систематизацией, передачей и отображением информации. Важное место в числе таких наук занимает картография. Испытывая острый интерес общества к увеличению средств передачи информации, улучшению их качественных характеристик и методов использования, современная картография претерпела значительные изменения. Эти изменения еще не нашли своего отражения в школьном историческом образовании.
Таким образом, в современном общем среднем историческом образовании существуют определенные противоречия - между современными целями общего среднего исторического образования, основными идеями его модернизации и содержанием картографической подготовки учащихся, а также между современным уровнем развития картографической науки и консерватизмом школьных программ и средств обучения истории.
Выделенные противоречия затрагивают цели, структуру и содержание картографической подготовки школьников.
Таким образом, проблема данного исследования заключается в определении целей, структуры и содержания картографической подготовки учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Цель исследования: выявить условия формирования картографических знаний, умений и навыков, а также эффективного применения картографической наглядности на уроках истории.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть исторический аспект проблемы совершенствования школьной картографической подготовки;
- доказать, что метод наглядного обучения является наиболее эффективным в преподавании истории в 6-х классах;
- изучить методические приемы организация работы учащихся с картографической наглядностью на уроке истории с целью выявления наиболее эффективных;
- исследовать условия формирования картографических знаний, умений и навыков в ходе эксперимента.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--