Дипломная работа: Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся (на примере иностранного языка)

Министерство общего и профессионального образования Российской федерации

Нижнетагильский государственный педагогический институт

Кафедра английского и французского языков

Выпускная квалификационная работа на тему:

Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся (на примере иностранного языка)

Исполнитель: студентка

III курса ОЗО ФИЯ НТГПИ

Положай Е.А.

Руководители:

декан ФИЯ доцент

Родин О.Ф.

кандидат пед. наук, доцент

Брискина М.Ю.

Нижний Тагил, 2003

Содержание

Введение 3

Глава 1. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности школьника

1.1 Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура

1.2 Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащегося среднего школьного возраста

1.3 Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности

7

19

28

Глава 2. Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся

2.1 Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения

35
2.3 Роль контроля и самоконтроля при обучении иностранному языку 53
2.4 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на среднем этапе обучения 63

Заключение

Литература

71

73

Приложения 76

Введение

Актуальность темы исследования . Актуальность проблемы формирования учебно-познавательных мотивов учащихся основывается на признании приоритета учебно-познавательной мотивации как главного залога успешности обучения и самостоятельной работы как средства формирования познавательных мотивов. Всестороннее развитие ученика - непременное условие в работе учителя. Это особенно относится к воспитанию интереса как наиболее сложному и трудному процессу в системе обучения. Самым главным в воспитании и развитии интереса к знаниям и потребности в самообразовании является воспитание самостоятельности и творческого подхода в овладении знаниями, всемерное развитие наблюдательности, познавательной активности и стремления к самообразованию.

Привитие учащимся навыков самостоятельной работы (в частности, по иностранному языку) является ещё более актуальной задачей школы в современных условиях быстрого накопления и обновления информации, расширения международных связей. Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы.

Если у ученика нет своего взгляда на вещи, не развита самостоятельность суждений, отсутствует широкий и творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес в какой-либо области знаний, а возникший интерес, скорее всего, будет носить односторонний характер, любознательность превратится в слепое подражание образцам, порой весьма сомнительной ценности. Подобный интерес нельзя назвать проявлением индивидуальных способностей и творческих возможностей личности.

Стремление самостоятельно и творчески овладеть знаниями, выполнить задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты, - вот непременные условия возникновения глубокого интереса к учебным предметам.

К сожалению, в современной школе редко можно наблюдать явление увлечённости учебными дисциплинами. Проведённое нами анкетирование в классах средней ступени обучения показало, что у 73% учащихся преобладают коммуникативные и эмоциональные мотивы учения, 5% привлекает гражданская позиция школьника, и лишь 22% ведомы учебно-познавательными мотивами учения.

Возникшее противоречие между необходимостью формирования учебно-познавательных мотивов учащихся и малым количеством разработок по технологии педагогической организации этого процесса обусловило актуальность проблемы целенаправленной педагогической организации становления познавательных мотивов.

Учёт вышеизложенного определил наше обращение к теме исследования: «Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся (на материале иностранного языка)».

Объектом нашего исследования является процесс обучения иностранному языку в школе (средний этап обучения).

Предмет исследования – самостоятельная работа учащихся по иностранному языку как средство повышения уровня учебно-познавательной мотивации учащихся и, как следствие, повышения эффективности обучения иностранному языку.

Целью нашего исследования является определение места и роли самостоятельной работы по иностранному языку в формировании и развитии учебно-познавательных мотивов учащихся.

Анализ методической литературы по проблеме позволил выдвинуть следующую гипотезу : если будет разработана и внедрена в практику методика формирования навыков самостоятельной работы учащихся, то это приведёт к повышению уровня сформированности учебно-познавательных мотивов и, как следствие, к повышению эффективности обучения иностранному языку.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи :

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме, исследовать степень изученности данного вопроса.

2. Рассмотреть психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащегося среднего школьного возраста.

3. Определить роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 183
Бесплатно скачать Дипломная работа: Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся (на примере иностранного языка)