Дипломная работа: Роль скаутского движения в социализации личности
студентки 6 курса заочного отделения факультета педагогики и психологии
[email protected] (есть вопросы по работе, обращайтесь, помогу бесплатно при наличии времени)
Научный руководитель:
доктор педагогических наук
2006 год
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Скаутское движение, как один из путей социализации личности
1.1. Из истории возникновения скаутского движения ……………………. 7
1.2. Влияние скаутского движения на социализацию личности ……….. 21
Выводы к главе………………………………………………………………...….. 35
Глава 2. Межрегиональная детская Общественная организация «Егорьевский следопыт» и её влияние на социализацию участников
2.1. Основные направления, формы и условия проведения
деятельности Межрегиональной детской общественной
организации «Егорьевский следопыт» ……………………………….36
2.2. Анализ результатов, достигнутых членами организации
в их личностном развитии и степень влияния
организации на социализацию личности подростков ……………… 52
Выводы к главе……………………………………………………………………. 64
Заключение ………………………………………………………………………. 65
Список литературы …………………………………………………………….. 69
Приложения ……………………………………………………………………... 74
Введение
Сегодня, когда предаются забвению духовные и общечеловеческие ценности, а на первый план выходят задачи физического выживания, всё очевиднее становится необходимость создания условий, способствующих социальному становлению детей и молодёжи, как ответственных граждан Российской Федерации, формированию у них духовных и нравственных ценностей, профессиональных качеств и умений, содействие их личностному развитию, повышению уровня образования и культуры.
За последние годы в нашей стране резко обострились социальные противоречия, которые происходят в результате экономической и социальной нестабильности большей части населения. Разрушение коммунистических устоев повлекло за собой образование идеологической и духовной пустоты – старые традиции были разрушены, а взамен ничего не предложено. Люди, на протяжении многих десятилетий ориентированные идеологическими установками в основном на общественные, а не личностные ценности, порой инстинктивно, а чаще осознанно стремятся защитить себя от изолированности в новом «обществе потребления», предлагающем возможности индивидуального выживания в этом мире.
Особенно это свойственно молодым людям, которые всё меньше полагаются на традиционные структуры социальной поддержки и предпочитают ориентироваться на созданные неформальным путём собственные организованные группы. Естественное желание молодых людей делать что-то сообща, можно наблюдать повсеместно. Любая группа детей или молодёжи – это особый микромир, который живёт по своим, установленным группой, правилам и нормам. И очень часто доступ в этот мир закрыт для взрослых.
Если общество думает о своём будущем, заботится о позитивном воспитании подрастающего поколения, оно не может не учитывать стремление молодёжи создавать такие неформальные объединения и особенности их функционирования.
Один из лучших способов сделать значительный положительный вклад в формирование будущего – проявить инициативу в создании условий, позволяющих молодым людям стать полноправными участниками социальных процессов, объединиться на основе общих интересов, т.е. создавать организации, ориентированные на позитивные общественные ценности.
Огромным и бесценным педагогическим и методическим материалом, прекрасными традициями и идеологией, в основе которой лежат традиционные российские ценности – православие, патриотизм, деятельная любовь к ближнему – обладает одна из старейших русских детских организаций – скаутская. Основными задачами этой организации является содействие детям и молодёжи в личностном развитии и социализации, путём дополнения воспитательных воздействий семьи, школы и иных общественных институтов.
Однако, делая основной упор на повышение уровня образования, сегодняшние школы недостаточно внимания уделяют воспитанию детей. В связи с этим возникла потребность создания условий для воспитания всесторонне развитой личности, что, по сути, и является основной целью скаутского движения. Таким образом, можно сказать, что, участвуя в скаутском движении, ребёнок имеет больше возможностей для полноценного развития и социализации личности.
Руководителями и старшими следопытами МДОО «Егорьевский следопыт» в период с февраля 2005 года по март 2006 года было проведено исследование на тему «Роль скаутского движения в социализации личности».
Цель исследования – определить, влияет ли участие в скаутском движении на социализацию личности подростков.
Цель была сформулирована исходя из той гипотезы , что участие подростков в деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт», работающей по скаутскому методу, формирует у детей способности к саморазвитию и самоопределению, помогая тем самым социальному становлению их личности.
Объектом исследования стала деятельность Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт», а предметом – влияние Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт» на социализацию подростков, являющихся членами организации.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--