Дипломная работа: Сексуальный дизонтогенез и расстройства половой идентичности у лиц с аномальным сексуальным поведением
А. А. Ткаченко
В настоящее время имеются достаточные основания полагать, что парафилии представляют собой дизонтогенетические состояния (Васильченко Г.С. с соавт., 1983; Ткаченко А.А.,1994). Поэтому рассмотрение особенностей сексуального развития и половой идентичности у лиц с аномальным сексуальным поведением позволит не только расширить и уточнить клиническое и феноменологическое описание таких пациентов, но и приблизиться к пониманию патогенетических механизмов подобного поведения.
1 Детерминация пола
В соответствии с современной многоуровневой моделью детерминации пола (Г.С.Васильченко с соавт.,1977) выделяются следующие ее уровни:
1. Физикальные детерминанты половой принадлежности:
а) генетический пол, определяющийся кариотипом (ХХ/ХУ);
б) гонадный пол, который определяется по гистологическому строению половой железы (семенники/яичники);
в) гаметный пол - характеризуется способностью половой железы образовывать сперматозоиды или яйцеклетки, т.е. выявляет роль данного индивидуума в процессе воспроизводства;
г) гормональный пол - отражает способность половой железы секретировать специфические половые гормоны), при этом надо учитывать, что в эмбриональном периоде функционируют только семенники, в пубертатном же периоде начинается регулярное продуцирование специфических половых гормонов как в семенниках, так и в яичниках;
д) морфологический (соматический) пол - определяется по фенотипу субьекта, то есть по строению его внутренних и наружных половых органов, а также вторичных половых признаков.
2. Промежуточная (первая конвенциональная) детерминанта, к которой относится гражданский пол (мужской/женский), выводимый акушерами непосредственно из пола морфологического.
Связь между этими двумя детерминантами не носит характера жесткой функциональной зависимости, а в некоторые критические периоды оказывается настолько рыхлой, что порождает ряд диссоциаций между соматическими и психосоциальными детерминантами, на почве которых и формируются некоторые нарушения.
Социально - психологические детерминанты связаны с полом воспитания, определяющимся многими факторами - от выбора формы одежды, прически и игр до применения наказания за неконформное сексуальное поведение. К этой же группе детерминант относятся также половая идентичность, половая роль и психосексуальные ориентации, являющиеся этапами психосексуального развития.
Однако главным фактором, определяющим поведение индивида, является психический пол.
Под психическим полом следует понимать совокупность характеристик психической деятельности и поведения индивида, которые в субъективной и объективной интерпретации могут быть отнесены к признакам пола.
Понятие объективной интерпретации охватывает оценку параметров экспертами, которые исходят из концепций пола, различающихся в разных научных школах. Использующаяся концепция определяет качественную и количественную характеристику параметров пола. На данном этапе развития медицины представляется необходимым учет трех основных групп таких параметров, выявляемых с помощью сексологического, психиатрического и психологического методов обследования.
Понятие субъективной интерпретации отражает оценку параметров самим индивидом, которая может происходить как на уровне сознания, так и подсознания, определяя его самооценку как представителя определенного пола.
2. Онтогенез
Термин "онтогенез" соответствует индивидуальному развитию биологической особи. Для него характерны три процесса (Needham J.,1933): рост - увеличение объема и веса; развитие - дифференцировка и возрастание сложности; созревание и прекращение роста с наступлением репродукции. C.Waddington (1957) считал, что существует жесткая направленность развития по определенному пути с последовательным включением механизмов дифференциации. Считается, что существуют два главных механизма онтогенеза: синхрония - коррелирующее развитие разных систем и гетерохрония - изменение относительных сроков, процессов развития систем организма.
Воздействие внешних факторов на онтогенез неодинаково в различных стадиях, существуют так называемые критические периоды, когда это воздействие может изменить особенности роста, дифференцировки и интеграции систем организма. Известна роль пубертата и климакса в генезе психических заболеваний и сексуальных расстройств. Относительно аномального сексуального поведения можно с уверенностью говорить, что оно в большинстве случаев связано с патологией пубертата, хотя встречаются и случаи патологии инволюции.
В.П.Самохвалов (1993) предлагает различать три ключевых понятия онтогенеза: морфогенез - развитие генотипа, конституции, фенотипа; этогенез - развитие поведенческих паттернов; психогенез - развитие психики индивида в социальном окружении.
2.1.Морфогенез
Для определенных соматотипов выявлены некоторые закономерности становления, в частности, различия в сроках начала пубертатного периода. У нормостеников пубертат начинается на год раньше, чем у астеников, но в дальнейшем его течение затягивается, у астеников же он протекает быстрее. Лица с пикническим соматотипом занимают промежуточное положение.
Каждый нормотип (астенический, нормостенический, пикнический) представляет собой филогенетически закрепившийся канал развития, с определенным стереотипом развития индивидуума (Самохвалов В.П., 1993).
2.2.Этогенез
Поскольку процесс развития канализирован генетическими и конституциональными факторами, то в каждый онтогенетический отрезок времени ет наблюдается определенное эпифенотипическое свойство развивающегося организма (Самохвалов В.П., 1993). Это означает, что каждому периоду развития присуща некоторая определенность набора поведенческих паттернов. В рамках данной работы имеют значение:
1) освоение пространства собственного тела (манипуляции с телом);
2) освоение экстракорпорального пространства (в частности, через манипуляции с игрушками);
коммуникативное поведение (с матерью, группой), депривация и стресс в раннем возрасте.
2.3. Психогенез
Общим закономерностям психосексуального развития присущи некоторые основные характеристики (Васильченко Г.С. с соавт,.1977):
а) фазность - на каждом этапе различаются фазы научения и реализации;
б) относительное ослабление биологической детерминации с каждым последующим этапом, что проявляется в большей стабильности и меньшем диапазоне ориентировочного поиска в начале ранних стадий. В динамике формирования каждого отдельного компонента сексуальности (половая идентичность, половая роль, психосексуальная ориентация) поиск постепенно сужается и становится конкретным к завершению этапа;
в) преемственность и взаимосвязь этапов (стадий) и их нарушений, проявляющаяся в том, что выпадение любого этапа или фазы искажает течение последующих и в итоге - становление всей сексуальности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--