Дипломная работа: Школьная система БССР в 1950-80-х гг
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ
2. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Мероприятия правительства СССР по реформированию системы школьного образования в 1953 – 1964 гг
2.2 Политика в области школьного образования (1960-80-е гг)
3. СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4.1 Материально-техническое обеспечение (50-е – середина 60-х гг)
4.2 Материально-техническое обеспечение (1960-е - 70-е гг)
5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одно из ведущих мест в государственной политике и модернизации общества занимает образование. Образование играет огромную роль в жизни любого общества. Без хорошо организованной системы образования не возможно создать полноценное, цивилизованное общество. Государство не может существовать без системы образования, которое обеспечивает его полноценное развитие.
Народное образование – важнейшая сфера развития личности, воспитания и поддержания общественно необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки населения. Важнейшим путем получения общего образования является обучение в общеобразовательной школе, где овладевают основами наук, необходимыми человеку для понимания основных явлений природы и общества, участвуют в общественно трудовой деятельности, получают основы для профессионального образования.
Степень проводимой политики в сфере образования на каждом конкретном отрезке времени соответствует реальным потребностям общества и определяет ее эффективность и историческую значимость. Развитие общеобразовательной школы всегда определялось как меняющимися потребностями общества, так и политикой государства, проводившееся в сфере образования.
Перестройки в общеобразовательной системе становились составными частями каждого крупного поворота во внутренней жизни страны. К ним обычно приступали тогда, когда основные преобразования в обществе уже произошли. Так, акты ВЦИК, Совнаркома и Наркомпроса, регулирующие народное образование, принимались летом и осенью 1918 года. С поворотом в новой экономической политике система народного образования ориентировалась на решение новых задач. Установление административно-командных методов управления и осуществление с их помощью назревших проблем развития страны, также получили отражение в обучении и воспитании молодежи в соответствии с постановлениями, принятыми ЦК ВКП(б) в начале и середине 30-х годов.
В течение почти двадцати лет система народного образования претерпевала лишь незначительные изменения. Оставались практическими незыблемыми ее цели, структура, функции. Советская общеобразовательная школа, ставшая к этому времени основной частью народного образования, с успехом выполняла поставленную перед ней в начале 30-х годов главную задачу – давать молодежи знания основ наук, необходимые для продолжения учебы в вузах.
Реформа 1958 года не стала исключением из этой зависимости. Она также была вызвана к жизни уже произошедшими политическими и идеологическими переменами в стране и направлена к тому, чтобы через преобразования системы народного образования закрепить их в молодом поколении и в обществе. Принципиальная основа перестройки школьного образования состояла в признании необходимости с первых школьных лет готовить учащихся к тому, что они должны в дальнейшем принимать непосредственное участие в общественно полезном труде.
С начала 90-х годов ХХ века в странах бывшего СССР начались преобразования во всех сферах жизни общества, связанные с провозглашением независимости. В экономике, политике, сфере культуры, в том числе и образования, проводятся реформы, затронувшие и общеобразовательную школу. На протяжении ХХ века общеобразовательная школа претерпевала изменения и нуждается в реформировании и в настоящее время. При проведении реформирования общеобразовательной школы всегда учитывался и учитывается опыт реформы 1958 года. Не смотря на то, что уже в 60-е годах и позже началась переоценка реформы 1958 года, нельзя не учитывать того, что она дала сильный толчок дальнейшим прогрессивным изменениям в работе системы образования.
Можно говорить, что и в последующее время реформа имела огромное влияние на развитие системы школьного образования, как всего СССР, так и БССР.
Рассматриваемая тема достаточно освещена в исторической литературе, однако не была предметом специального исследования. Тем не менее, имеется определенное количество работ, которые затрагивают эту тему. Их авторы разрабатывают различные аспекты проблемы культурного восстановления СССР после войны, в том числе и БССР.
Работы, написанные до 90-х годов ХХ века, делают основной упор на ведущую роль партии в деятельности общеобразовательных учреждений. В последнее десятилетие в работах по истории СССР, России, Беларуси, Украины, в монографиях по истории культуры дается более критическая и объективная оценка событий, происходивших в целом после войны в СССР.
Исследование же данной проблемы важно потому, что и на современном этапе развития национального образования в нашей стране производятся преобразования в системе школьного образования и опыт предшествующего поколения учитывать необходимо. Поэтому можно утверждать, что проблема, исследуемая в данной работе актуальна.
Хронологические рамки исследуемой темы обусловлены историческими событиями в СССР, которые были связаны со сменой руководства страны. Развитие общеобразовательной школы в дипломной работе представлено в период «оттепели», которая повлекла за собой изменения во всех сферах общественной жизни: в партии, экономике, социальных отношениях, науке и культуре. В области общешкольного образования данный период включает подготовку и проведение реформы школьного образования, связанной с законом «Об укреплении связи школы с жизнью».
Исходя из всего вышесказанного следует определить цель данной работы.
Целью дипломной работы является изучение школьной системы БССР в 1950 – 1980-х годах.
При написании дипломной работы ставились следующие задачи:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--