Дипломная работа: Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа

Московский городской педагогический университет

Педагогический факультет

Кафедра теории и методики

дошкольного и начального образования

Дипломная работа

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа

студентки

Специальность: педагогика

и методика начального образования

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук,

Бадулина Ольга Ивановна

Москва 2004

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа

1. Словарно-орфографическая работа в начальной школе

1.1 Понятие словарно-орфографической работы

1.2 Приёмы запоминания правописания непроверяемых слов

2. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии "трудных" слов

3. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы

Глава 2. Описание экспериментального обучения

1. Выявление уровня орфографической грамотности учащихся в словах с непроверяемыми написаниями

2. Словарно-орфографическая работа на основе этимологического анализа (формирующий эксперимент)

3. Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы

Заключение

Литература

Введение

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе.

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический анализ.

Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка.

Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов.

К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Учебники по русскому языку для начальных классов не нацелены на проведение словарно-орфографической работы с использованием этимологии "трудных" слов. Поэтому проблема организации словарно-орфографической работы на основе этимологического анализа так актуальна в современной методике преподавания русского языка.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 1072
Бесплатно скачать Дипломная работа: Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа