Дипломная работа: Социализация детей с девиантным поведением
Введение ....................................................................................................... 2
Глава 1. Основные факторы развития ребенка в социуме ...................... 7
1.1. Понятие нормы и отклонения поведения учащихся от нормы в социальной педагогике …........................................................................................... 8
1.2. Типы отклонений в социальном поведении ..................................... 9
Глава 2. Девиации как социально - педагогическая проблема
2.1. Роль, характеристика и функции семьи в социально - педагогическом пространстве ...................................................................................................…11
2.2. Предпосылки развития девиаций и анализ их типов в подростковом возрасте .............................................................................................................. 17
2.3. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков ..................................................................................................... 24
Глава 3. Основы социально - педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями
3.1. Значимые составляющие индивидуального профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя ................. 46
3.2. Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетними правонарушителями ................................................................................................................. 53
3.3. Пути и средства воспитательно – профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя ...................................... 59
Заключение ............................................................................................... 69
Библиография .......................................................................................... 76
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и проблема исследования. Делинквентность детей относится к числу важнейших показателей, характеризующих экономическое, социальное и нравственное благополучие общества. В современной России состояние делинквентности школьников вызывает тревогу у народа, общественности, врачей, педагогов. Об этом свидетельствуют материалы средств массовой информации о положении детей, а также Федеральная программа развития образования 2000 года, в которой отмечается, что «в последние годы отчетливо проявляются тенденции увеличения делинквентности детей» [см. 69 - с. 3]. Статистические данные показывают, что в конце XX - начале XXI века за время обучения в школе количество делинквентных детей увеличивается в 2,4 раза [см. 23 - с. 6 ].
Такая ситуация обусловлена тяжелым социально-экономическим положением россиян: безработицей и миграцией, региональными конфликтами, ростом числа социально-неблагополучных семей, кризисом духовных ценностей, падением нравственного уровня населения Определенная доля вины за повышение уровня делинквентности детей обоснованно возлагается на общеобразовательную школу.
К числу факторов, влияющих повышение преступности школьников, российские ученые Ш. А. Амонашвили, К. Д. Ушинский,В. Т. Лихачев и др. относят перегрузку детей учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагога и учеников, недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной школы становится очевидным, что успешное решение проблемы снижения уровня делинквентности учащихся во многом зависит от совместных усилий психологов и учителей. Возникла потребность обоснования путей и средств решения этой проблемы в рамках педагогической науки.
Особую актуальность для педагогики представляет проблема делинквентности старшеклассников. От уровня делинквентности выпускников средней школы зависит благополучие молодой семьи, произ-водственный потенциал и обороноспособность страны. Данные статистики свидетельствуют о том, что по состоянию на 1 июля 2002 года уровень алкоголизации среди юношей в одиннадцати регионах России колеблется 72% - 92%, а среди девушек - 80% - 94%[см. 53 - с. 32].
Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются одной из причин того, что 40% из них не имеют представления о здоровом образе жизни; около 50% старшеклассников пробовали наркотики, 70% вступали в половые отношения. Заболеваемость сифилисом среди подростков, юношей и девушек возросла за последние годы в 45 раз [см. 53 - с. 32]. Эти данные говорят о том, что снижение уровня делинквентности старших школьников - это прежде всего нравственная и педагогическая проблема. Перед отечественной школой стоит задача воспитывать у молодых людей устойчивую жизненную позицию и здоровый образ жизни.
В 90-е годы педагогические аспекты делинквентности школьников исследовались рядом отечественных ученых. Основные средства и способы снижения делинквентности учеников исследовались
В. С. Соловьевым, А. В. Суворовым, С. А. Петренко, А. В. Мудриком, Б. Т. Лихачевым, И. А. Донцовым, В. П. Емельяновым и др.
Проблемы нравственного воспитания в школе исследованы А.А. Колесником, З.Г Нигматовым, Ф.Г. Сидтиловым, С. В. Березиным, Ю.Е. Клевцовой, Л. С. Колесовой, А. М. Куликовым, К.С. Лисецким (профилактика наркомании, курения, алкоголизма).
Актуальность названной проблемы для отечественной педагогической науки и школы, недостаточная разработанность ее на теоретическом уровне обусловили выбора темы нашего исследования:
«Основы воспитательной работы с делинквентными и социально-запущеными детьми ».
Проблема исследования состоит в определении содержания и
видов воспитательной работы с делинквентными и девиантными учащимися. Решение данной проблемы является целью исследования.
Задачи дипломной работы:
1. Определить понятие отклонения и нормы социального поведения
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--