Дипломная работа: Социализация детей-сирот в условиях детского дома
Введение
Под социализацией понимается процесс усвоения человеком определенной системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит само изменение человека на протяжении его жизни, и в целом – его социализированность. Социализированность рассматривается как усвоение человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных
качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития. Анализ жизнедеятельности выпускников детского дома показывает, что у них имеется недостаточная готовность к выходу в самостоятельную жизнь:
– не сформированы некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка;
– есть существенные трудности в общении с окружающими;
– неумение противостоять асоциальным явлениям;
– затруднения в построении своей семьи и личной жизни.
Отмеченные особенности в жизненном становлении детей нацеливают на внесение необходимых педагогических корректив в условия жизни, содержания и формы воспитательной работы в детском доме.
Детский дом для наших детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки.
Таким образом социализация детей сирот – это сложный процесс, который затрагивает все стороны деятельности воспитанников.
Это и способствовало выбору темы нашего исследования «Социализация детей – сирот в условиях детского дома»
Цель исследования : выявление условий, содержания, результатов социализации детей в воспитательном пространстве детского дома.
База исследования : наше исследование мы провели в детском доме. Адрес: Вологодская обл. Верховажский район, д. Наумиха, дом 25а. М..О.У. Верховажский детский дом «Родник»
Объект исследования : процесс социализации.
Предмет исследования : социализация детей в условиях детского дома.
Для выполнения поставленной цели мы выдвинули следующие задачи :
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Дать психолого-педагогическое обоснование процесса социализации.
3. Охарактеризовать проблемы, условия, содержание, направления социального воспитания детей в условиях детского дома.
4. Выявить результативность процесса социализации в условиях детского дома.
5. Сформировать рекомендации по совершенствовании социализированности, воспитанников, в условиях детского дома.
Методы исследования: – анализ литератур;
– метод изучения локальных нормативно правовых актов детского дома;
– метод анкетирования.
1. Психолого-педагогическое обоснование процесса социализации
1.1 Анализ литературы по данной проблеме
Исследованию сущности, структуры феномена социализации посвящены труды отечественных (И.В. Андреенкова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гурова, Л.Н. Коган, И.С. Кон, П.П. Лямцев, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков.) и зарубежных (Э. Дюркгейм, Дж. Коулмен, Т. Парсонс, Н. Таллмен и др.) ученых.
Проблема социального становления личности рассматривалась в исследованиях, изучающих влияние социализации на социальную структуру общества, систему общественных отношений. Социологи подчеркивают, что социализация способствует развитию социальной природы человека, его участию в социальной жизни (А.И. Кравенко, Г.В. Осипов. Н.Дж. Смелзер и др.).
Особенности социализации в зависимости от региональных условий, традиций, обычаев, опыта народной педагогики обосновываются в работах И.А. Арабова, Х.Х-М. Батчаевой, Х.Х. Боташевой, Г.Н. Волкова, Р.Н. Волковой, Н.Ф. Голованова, Т.И. Добровольской, Г.Ю. Нагорной, В.Ш. Нахушева, К.Б. Семенова, В.К. Шаповалова, Е.Н. Шиянова и др.).
Исследованиям антропологического, личностно-деятельностного, системно-структурного, компетентностного, культурологического подходов посвящены труды В.Г. Афанасьева, С.Ф. Анисимова, Т.К. Ахаян, А.КБасова, Д.А. Белухина, Е.В. Бондаревской, А.М. Богамолова, Т.Ф. Борисовой, Э.Ф. Зеер, Ю.А. Конаржевского, В.А. Караковского, Ю.С. Мануйлова, В.В. Серикова и др.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--