Дипломная работа: Социализация подростка
Выполнила: Студентка 5 курса, СГФ
Абдрахманова Э. Р.
Научный руководитель:
д. п. н. , профессор Гайсина Г. И.
Белорецк -2005
Оглавление
Введение
1. Общество сверстников и юношеские группы
1.1 Общество сверстников, как фактор социализации
1.2 Личность в организованном коллективе
1.3 Спонтанные группы и свободное общение
2. Первичный критерии социализации – семья
2.1 Причины отклоняющегося поведения
2.2 Детская беспризорность и безнадзорность
2.3 Формирование группового преступного поведения
2.4 Рекомендации успешного взаимодействия с подростком
3. Взаимосвязь наркомании с социализацией детей
3.1 Социализация и наркомания
3.2 Отрицательное и положительное влияние сверстников
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Согласно А. В. Мудрику, общество сверстников – совокупность групп, людей, необязательно одногодков, но объединенных системой отношении, обладающих определенными общими ценностями и определенными от других определенным принципом обособления. Значение групп сверстников в процессе социализации растет от раннего детства к юности, когда оно достигает своего максимума, а затем с возрастом снижается, но не исчезает. Группа сверстников – понятие многозначное. Одни группы формируются организованно, направляемые взрослыми (школьный класс, спортивная команда), другие стихийно, т. е спонтанно, функционирующие вне педагогического контроля и руководства (асоциальные компании, антисоциальные). Асоциальные компании перерастают в антисоциальные (от случайной выпивки - к пьянству, от веселого озорства - к хулиганству, а затем и правонарушениям). Одна из наиболее острых проблем современного российского общества, связанная с издержками социализации детей, обусловлена семейным неблагополучием. Формирование антисоциальных компании связано с ошибками семейного воспитания: рост насилия в семье, духовная обедненность, эмоциональная ограниченность взрослых. Дети с такими психологическими характеристиками проявляют себя в среде сверстников скорее ведомыми, чем ведущими, и легко идут на групповые правонарушения, легко поддаются наркотическим веществам, алкоголю. Мотивы как внутренние побуждения личности требуют причинного объяснения. 50% подростков используют наркотик для ухода от личных проблем, преодолевать которые волевым усилием их не обучили в семье. Еще 40% - воспитывались в семьях, где желания ребенка возводились в культ, поэтому жизненным принципом этих подростков становится получение удовольствия. 35% подростков страдают синдромом подражания, нежеланием вступать в конфликт с антисоциальной группой сверстников. 23% подростков рассматривают потребление наркотиков как способ самоутверждения. Это также есть результат ошибок семейного воспитания. Цель исследования: выявить причины влияния групп сверстников на социализацию детей из неблагополучных семей. Объект исследования: процесс социализации подростка. Предмет исследования: процесс влияния сверстников на стихийную социализацию подростка. Задачи исследования:
1. рассмотреть типы групп сверстников различного возраста;
2. выявить степень влияния на них виктимогенных факторов;
3. разработать социально-педагогические рекомендации по профилактике антисоциальных компании.
Методы исследования: анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
1. Общество сверстников и юношеские группы
1.1 Общество сверстников, как фактор социализации
Одна из главных тенденций переходного возраста — ориентация подростка и юноши с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но такая переориентация происходит обязательно.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4—5 лет (по некоторым данным — даже раньше) и с возрастом неуклонно усиливается. Отсутствие общества сверстников уже у дошкольников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно - групповым.
Каковы же психологические функции общества сверстников в юности?
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--