Дипломная работа: Социальное сиротство в России

Выполнил Абельбейсов Владимир Алексеевич

Студент 4 курса _________________________

Научный руководитель Субаева Ольга Николаевна

Д.и.н., профессор _________________________

Рецензент Дубровская Татьяна Александровна

Д.и.н., профессор __________________________

Допущено к защите

«____» ___________ 2007 г.

Зав. кафедрой Старовойтова Лариса Ивановна

Д.и.н., профессор ____________________

Москва, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………....3-6

ГЛАВА 1. Дети-сироты как объект социальной работы

1.1 Проблема социального сиротства…………………………………….....7-16

1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот……………………………….…17-33

1.3 Социальные последствия содержания детей в сиротских учреждениях …………………………………………………….………………….…….....34-40

ГЛАВА 2. Особенности профилактики социальной дезадаптации и подготовки к самостоятельной жизни в обществе, в учреждениях системы социального обслуживания

2.1. Особенности развития детей в условиях детского дома……………..41-50

2.2 Технологии социального оздоровления и социальная работа воспитанников детских домов………………................................................51-56

2.3 Организация социальной помощи и поддержка детей в интернатных

учреждений на примере Старокорсунского детского дома № 70…….…..57-70

Заключение……………………………………………………..…………….71-73

Использованная литература………………………………………….......….74-79


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство[[1] ].

Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее[[2] ]. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная "персонофицированность" помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная "эмоциональная глухота", т.е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам; разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое; недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации; недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.

Для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики. Так, анализ опыта деятельности детских домов показывает, что в настоящее время в них применяются педагогические технологии, которые были разработаны еще 20-40 лет назад и были рассчитаны на совершенно инуюсоциально-экономическую и социально-психологическую ситуацию в обществе.

Последствия отставания технологий работы с детьми-сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение проявляются в том, что воспитанники детских домов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации, включая способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции и т.д.

Обобщение современных воспитательных, реабилитационных технологий и корректирующих программ, знакомство и передовым опытом в этой области позволяет в значительной мере изменить сложившиеся стереотипы и подходы в работе с воспитанниками детских домов.

Степень научной разработанности темы. Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей заложены в работах следующих авторов: Белопольской Н.Л., Выгодского Л. (психическое и социальное развитие детей и подростков)[[3] ], Варывдина В.А., Клемантовича И.П., Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В., Климантовой Г.И., Михеевой Л.Ю., Пчелинцевой Л.М. (исследование системы социальной защиты детства)[[4] ], Буяновой М.О., Гогоевой А.В., Меновщикова В.Ю., Савина А.Н., Зарембо Т.Ф. (организация профилактической и реабилитационной работы) и др.

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 212
Бесплатно скачать Дипломная работа: Социальное сиротство в России