Дипломная работа: Социальные проблемы современной сельской молодежи

Молодежь —социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Государственная система социальной защиты молодежи должна обеспечить правовые и экономические гарантии, соблюдение важнейших социальных прав каждого молодого человека. Это, прежде всего, право на труд, нормальные условия работы, получение дохода от своей деятельности, обеспечивающего достойный уровень и качество жизни, право на отдых и т. д. Для малоимущих групп населения — денежные дотации и натуральные выдачи, причем помощь от государства должны получать не только те граждане, кто по объективным причинам не в состоянии самостоятельно зарабатывать и иметь достаточный доход для нормальной жизни.

Ведущая цель государственной системы социальной защиты молодежи — помочь молодым людям обрести чувство собственного достоинства, веру в свои силы, желание собственным трудом добиться лучшей жизни, а не пассивно ожидать ее. Здоровый человек нуждается не только и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении ему возможности самоопределиться, самоутвердиться.

Главной задачей государства и общества в отношении молодежи является формирование условий, при наличии которых молодежь сможет самостоятельно решать свои проблемы и будет готова активно, заинтересованно участвовать в решении задач, стоящих перед обществом и государством.

Молодежь — субъект государственной политики, уникальный стратегический ресурс общества, который не должен быть только объектом воздействия со стороны государства и старших поколений. Молодежь — это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.

Необходимым условием включения молодежи в общественную жизнь является развитие самоорганизации молодежи, молодежного самоуправления. В наибольшей мере этому соответствует создание и деятельность молодежных общественных объединений, участие в них широкого круга социально активных молодых людей.

Целью настоящей работы явилось изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи : изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью.

Объект исследования: сельская молодежь.

Предмет исследования: социальные проблемы сельской молодежи.

Гипотеза: предполагается, что молодежная политика, в том числе в сельской местности эффективна и жизненна лишь тогда, когда в ней масштабно и всесторонне учитывается современное положение юношей и девушек во всех сферах социальной жизни; более эффективной реализации молодежной политики способствует программно-целевой принцип работы.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизирована научная литература по проблеме исследования.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы специалистами отделов по делам молодежи в сельской местности.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.


ГЛАВА I . МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА

1.1 Социальный портрет молодежи

Молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т. е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.

Молодежь как становящийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности (19; с.45).

Исследование проблем молодежи невозможно без определения понятия «молодежь», нахождения критериев обозначения начала «границы молодежности». На поверхностный взгляд кажется, что здесь нет никакой проблемы и нет каких-то особых трудностей, все ясно. Визуально, без особых усилий человек может определить кто старый, кто молодой. Это, естественно, только на первый взгляд. При серьезном подходе к этой проблеме можно заметить, что понятие «молодежь» довольно расплывчатое. По этой проблеме нет единства среди ученых. Каждый специалист, работающий в этой области, определяет возрастные границы по-своему. В условиях современной России наметился определенный отход от методологии исследования молодежи с позиции ее целостности и монолитности (49, с. 46-49).

Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодежь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего, из самой ее объективной сущности. Социальные особенности определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.

Молодежь как формирующийся субъект общественного производства также характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификацией ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях (33; с.25).

В отечественном обществознании долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные категории молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» (4; с.73). Позднее более полное описание было дано И.С. Коном: «Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологическое особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного настроя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» (21; с.84).

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Становление социальной зрелости молодежи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодежных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жесткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

По мнению большинства социологов России, целостный процесс социализации молодежи объективно разграничивается на определенные временные периоды и отрезки. В социологии они условно делятся на следующие этапы: подростки 15-18 лет: это срок окончания средней школы, ПУ; молодежь 18-24 лет: это такой отрезок времени, когда юноши или проходят военную службу в армии или вместе с девушками завершают обучение в вузе; «молодые-взрослые» 25-29 лет: этот период в социологии обозначается как «важная граница» молодости и характеризуется тем, что молодое поколение на данном этапе жизни окончательно включается в социально-профессиональную структуру общества (49; с.53).

Каждому из этих временных этапов, как видим, присущи свои определенные цели и задачи. В то же время объективно и то, что между возрастом и социальными возможностями человека в достижении этих целей существует и зависимость, и тесная взаимосвязь. Тем не менее и ныне весьма актуальным остается целостный подход к изучению проблем молодого поколения. Перед государством и обществом всегда будут стоять задачи по организации эффективной передачи опыта молодому поколению, оптимальному включению молодежи в социальные и экономические процессы, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодежи. Именно молодежь обеспечивает социальную мобильность общества и является источником инициативы и развития всех сфер общественной жизни.

Исходя из социальных проблем, определяется государственная молодежная политика. Важной целью ее является помощь молодежи в адаптации к современным социально-экономическим условиям. Несогласованность и непроработанность отдельных решений, касающихся молодежи, принятых в последнее время, лишь усугубляет негативные социальные тенденции в ее среде (42; с.37).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 611
Бесплатно скачать Дипломная работа: Социальные проблемы современной сельской молодежи