Дипломная работа: Совершенствование системы дошкольного образования города Иркутска

ВВЕДЕНИЕ

Прогнозирование развития любой централизованно управляемой сферы деятельности имеет смысл только в отношении к тем или иным управленческим шагам или инициативам.

Сегодня дошкольная психология и педагогика развития вплотную подошли к рубежу, за которым открываются существенные возможности дальнейшего продвижения. Для отечественной науки они связаны прежде всего с исследованиями личности, общения и предметного действия, которые проводятся в контексте более глубокого осмысления возрастной ритмики развития. Результаты проводимых исследований уже сегодня позволяют рассчитывать на ощутимое повышение эффективности дошкольного образовательного процесса при одновременном снижении тех негативных тенденций в сфере физического и душевного здоровья детей, которые наблюдаются в последнее время.

Аналитические материалы свидетельствуют о том, что в наиболее развитых странах раннее и дошкольное детство рассматриваются как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития. В опубликованном в 1994 г. докладе сэра Кристофера Бола «Важность раннего обучения» от Королевского общества поощрения искусств, производства и торговли отмечается, что доклад посвящен «анализу той тяжелой цены, которую мы должны заплатить за отсутствие обещанного мадам Тэтчер в ее Белой Бумаге 1972 года раннего образования». Надо отметить, что в Объединенном Королевстве правительство не участвует в финансировании раннего образования (аналогично в Бельгии, Франции, Италии); в Австрии оно финансируется государством, локальными властями и родителями; в Дании — финансируется правительством, в Финляндии — правительством и локальными властями, родителями только на 10% от стоимости, аналогично в Германии и Швеции. Однако во всех странах Европы раннее образование является предметом национальной политики.

В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях". В соответствии с Законом РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.1996 12-ФЗ (п.З.ст.5) государство "...гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования...". В течение более чем десяти лет отмечалось очевидное противоречие между Конституцией Российской Федерации, являющейся основным законом России, и Законом Российской Федерации "Об образовании" в части государственных гарантий прав граждан в области образования. Подобная юридическая коллизия порождала соответствующее отношение к дошкольному образованию со стороны чиновников всех уровней как к образованию необязательному (в отличие от общего образования), причем необязательному не с точки зрения того, что ребенок-дошкольник имеет право на получение образования, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в условиях семьи, а с точки зрения того, что органы власти не обязаны обеспечивать общедоступность дошкольных образовательных услуг.

Исследователи и практические работники в области дошкольного образования (Е.Н.Герасимова, О. Князева, Е.С. Комарова, М.Д. Маханева, Т.И. Оверчук, О.А. Сергеева, Н.А. Смирнова, Р.Б. Стеркина) отмечают, что, являясь первым звеном в системе непрерывного образования России, дошкольное образование за последние 10-15 лет претерпело наиболее значительные изменения. На 40% сократилась сеть дошкольных учреждений. Охват детей дошкольным образованием снизился с 72% до 52% [14].

Таким образом, несмотря на изменение законодательной базы, ситуацию в образовании в целом, а в дошкольном образовании особенно, в настоящее время можно охарактеризовать как кризисную. Любой кризис порождает острую необходимость в реформировании чего-либо. Согласно Федеральному закону "Об образовании" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 122 - ФЗ, решение стратегических проблем образования по-прежнему входит в компетенцию Российской Федерации.

Именно на федеральном уровне:

- формируется федеральная политика в области образования;

- регулируются правовые отношения в пределах своей компетенции;

- обеспечиваются государственные гарантии прав граждан в области образования;

- разрабатываются и реализуются федеральные целевые программы;

- разрабатываются и утверждаются типовые положения об образовательных учреждениях;

- устанавливается порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

- устанавливается порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;

- устанавливаются федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;

- устанавливаются общие принципы финансирования образовательных услуг и т.д.

По сути дела, процессы, которые отнесены к муниципальному уровню управления образованием, могут быть охарактеризованы одним ключевым словом - осуществление. Рассмотрим, каковы основополагающие федеральные документы, формирующие государственную политику в области образования, в частности образования дошкольного. Это соответствующие разделы в Федеральных программах развития образования и развития воспитания в системе образования, Концепции модернизации российского образования до 2010 года, а также Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях и Временные (примерные требования) к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

Перечень указанных документов является достаточно скудным как в количественном, так и в качественном отношении (с точки зрения предлагаемых задач и мероприятий). Практическими работниками системы дошкольного образования все более ясно осознается, что так называемое реформирование дошкольного образования является фрагментарным, далеко не достаточным для реального изменения ситуации в дошкольном образовании к лучшему, повышения эффективности его системы.

С учетом вышесказанного, а также того, что в последние 10-15 лет произошла фактически тотальная "муниципализация" учреждений дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность), решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.

Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития.

Таким образом, проблема может быть сформулирована следующим образом: каковы организационно-управленческие условия, повышающие социально- экономическую эффективность функционирования и развития системы дошкольного образования. Проблема нашего исследования может быть отнесена в полной мере и к поисковым проблемам, при разрешении которых преобладают механизмы приобретения знаний, и к управленческим, при разрешении которых используются приобретенные знания и имеющийся, опыт.

Решение вышеназванной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в выявлении, обосновании и характеристике организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования на региональном уровне.

Объект исследования: региональная и входящая в нее муниципальная система дошкольного образования.

Предмет исследования: пути стимулирования процессов функционирования и развития муниципальной системы дошкольного образования.

Гипотеза исследования состоит в том, что муниципальная система дошкольного образования будет эффективно функционировать и развиваться, если:

- обеспечивается перспективное программирование деятельности муниципальной системы дошкольного образования и осуществляется достаточное материально-техническое и финансовое обеспечение ее деятельности;

- создаются и функционируют муниципальные органы управления дошкольным образованием;

- формируется и совершенствуется нормативно-правовая база, стимулирующая развитие дошкольного образования города.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 333
Бесплатно скачать Дипломная работа: Совершенствование системы дошкольного образования города Иркутска