Дипломная работа: Сравнение налоговой системы Беларуси и России
Введение. 3
Глава 1. Налоговая система республики Беларусь. 7
1.1. Становление и развитие налоговой системы республики Беларусь. 7
1.2. Основные особенности нормативно-правового регулирования налоговой системы Беларуси. 15
1.3. Классификация налоговых платежей. 25
Глава 2. Система налогообложения Российской Федерации и республики Беларусь33
2.1. Двусторонние соглашения в сфере налогообложения между Россией и Беларусью.. 33
2.2. Сравнительная характеристика принципов налогообложения в Российской Федерации и в республике Беларусь. 37
2.3. Особенности механизма налогообложения двух стран. 66
Заключение. 74
Список литературы.. 77
Приложение. 81
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что создание многоукладной экономики - путь, по которому пошли все независимые государства, образованные на базе республик бывшего Союза. Экономическая ситуация, сложившаяся к началу 90-х гг., обусловила необходимость реформирования экономики путем перехода к использованию рыночных механизмов.
Не явилась исключением и Беларусь. Приступая к рыночным преобразованиям, республика оказалась в условиях отсутствия традиций рыночного права и неадаптированности норм гражданского и хозяйственного законодательства к изменившейся экономической ситуации. Несмотря на то, что реформирование экономики в Республике Беларусь осуществлялось несколько медленнее, чем у соседей - государств Прибалтики, в России появились тысячи негосударственных предприятий и предпринимателей, десятки коммерческих банков и страховых компаний, сформировались основы для функционирования рынка ценных бумаг, значительно возросли объемы внешней торговли.
В связи с этим одной из актуальных задач стало создание налоговой системы, адекватной изменившимся экономическим условиям и, соответственно, органов, обеспечивающих ее функционирование.
Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Республики Беларусь была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Следует отметить, что налоговая система РБ создается практически заново, потому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Ниже сформулированы основные требования, предъявляемые налоговой системе в настоящее время:
· равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с разных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги;
· ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий независимо от формы собственности и для всех граждан независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов).
· Система налогов должна быть комплексной, т.е. опираться на различные способы налогообложения при умелом их сочетании;
· Стабильность и гибкость налоговой системы должны обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства;
· Единую налоговую ставку следует дополнить системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер, действие этих льгот должно наступать автоматически при выполнении условий, установленных законом.
Система налогообложения должна учитывать достижения науки и опыта зарубежных стран, строится на сходных принципах в соответствующей ситуации.
К основным недостаткам нового налогового законодательства можно отнести излишнюю уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.
Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день-главная проблема реформы налогообложения.
Значение договорно-правового регулирования налогообложения возрастает прежде всего в связи с интернационализацией хозяйственной жизни. Транснациональные корпорации существуют давным-давно, но в наше рыночное время - время глобализации и сети интернет - на международную арену все больше выходит средний, а то и мелкий бизнес. И вот тут-то оказывается, что разные страны мира не только обладают различными природными, трудовыми и финансовыми ресурсами, но и имеют подчас радикально отличающиеся налоговые системы. Причем речь идет не только о ставках, отличаться могут даже сами принципы взимания налогов. Помимо национальных законодательств налоговые вопросы в глобальной коммерции регулируются международными соглашениями, заключенными между отдельными странами.
Кроме этого, в современный период практически все страны, а в первую очередь государства Содружества Независимых Государств с относительно слабой экономикой, объективно не могут существовать в производственной, торговой, экономической, научной и инвестиционной изоляции от других государств. Происходит взаимная торговля товарами и различными услугами, государства и их деловые круги, будучи заинтересованными в привлечении новых зарубежных технологий, приобретении кредитов, лицензий в области производства, вкладывают свои денежные средства в экономику других стран в виде инвестиций.
В Средние века в европейских государствах отсутствовали развитые налоговые системы, налоги имели разовый характер. Развитие государственности диктовало объективную необходимость усиления государственного аппарата, что обусловило возникновение налоговых систем, пришедших на смену разовым, бессистемным платежам. В конце XVII - начале XVIII века наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становятся ведущим источником доходной части бюджета.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--