Дипломная работа: Сущность времени и его величины
Исходя из того, что сущностью времени является движение, этот небольшой "трактат о времени" выделяется в таком подходе к проблеме времени своим настойчивым следованием выбранному пути решения этой проблемы до "конца" - до выявления общей основы времени и движения, выявления точки их "пересечения". Но именно такая последовательность и позволила автору УВИДЕТЬ ВРЕМЯ В САМОМ ДВИЖЕНИИ как нечто, производное от движения, и тем самым ясно и просто ответить на вопрос, что такое время. О том, какая же истина предстала при этом перед глазами исследователя, о том, возможна ли Машина времени и может ли время изменять свой ход и направление, Вы и узнаете из этой брошюры, приоткрыв при этом для себя Тайну Времени.
Н.А. Попов.
Введение
Что есть время? Когда меня спрашивают, я знаю, о чём идёт речь. Но стоит мне начать объяснять, я не знаю, что и сказать.
Бл. Августин.
Сущность времени - движение. Такова известная общая формула решения проблемы времени философами-материалистами, выражающая совокупный практический опыт познания временного явления. Однако это лишь исходная посылка, выбор пути решения данной проблемы. Следующий же шаг в этом направлении требует наполнить эту формулу более конкретным содержанием, требует найти "причину", "зародыш" времени в каждом из материальных процессов, проследить, КАКАЯ ИМЕННО СТОРОНА, ГРАНЬ протекания этих процессов несёт в себе временные свойства, абстрагируется в понятие "время". Что и осуществляется в данном философском исследовании, выявляющем внутреннюю, генетическую связь движущейся материи и времени. Результатом же этого явилась концепция времени, отражающая природный механизм единства времени и движения и тем самым содержащая ключ к решению проблемы времени. Кроме того, достигнутая при этом ясность в понимании того, ЧТО есть время и его величина, позволила сделать подробный анализ возможности предполагаемого специальной теорией относительности А. Эйнштейна замедления времени в движущихся системах отсчёта и тем самым оценить эту теорию со стороны сущности времени, природного характера его величины и обнаруженного механизма единства пространства, времени и движения. Но при всём при этом представленная Вашему вниманию работа не претендует сколько-нибудь ни на широту, ни тем более на историчность подхода к затронутым вопросам. Проникнуть в сущность времени на глубину истоков его тесной взаимосвязи с движением, воочию увидеть его бытие и сделать из этого необходимые выводы - в этом её цель и её оправдание.
Глава I
Что такое настоящее время?
В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.
В. И. Ленин.
Каким же образом время проявляется в материальных процессах прежде всего в макропроцессах, являющихся первичным и основным источником наших временных представлений?
Что, например, представляет собой НАСТОЯЩЕЕ время, время нашего существования в изменчивом мире движущейся в своём проявлении материи?
Прежде всего отметим тот факт, что в "настоящем" находит своё отражение всё, что и как существует и этим определяет то или иное "лицо" бытия - от отдельных тел, движущихся и неподвижных относительно друг друга, и их составных элементов до сложнейших материальных систем, способных существовать лишь в непрерывном изменении, лишь в качестве процессов. Всё это и определяет содержание "настоящего". А то, как конкретно всё это проявляет себя, нашло свое выражение в понятии "состояние", которое и помогает отличить одно проявление всего сущего от другого например, по различным пространственным взаимоотношениям составных элементов какой-либо внутренне подвижной материальной системы и тем самым одно настоящее от другого. Таким образом, преходящие состояния всего того, что и как существует или, что то же, сменяющие друг друга состояния различных материальных систем, определяющие, характеризующие очередной момент существования движущейся материи, преходящую конкретную форму её проявления, и представляют собой преходящие моменты, формы настоящего времени. При этом состояния различных изменчивых материальных систем - процессов - выступают в качестве времени сопутствующих им "событий" которые, по сути, и сами представляют собой лишь смену состояния чего-либо, в качестве временного фона этих скоротечных явлений. Поэтому, отвечая на вопрос "когда?", необходимо и достаточно указать те состояния удобных для наблюдения процессов, которые были при том или ином интересующем нас событии и тем самым определяли по крайней мере, со своей стороны настоящее время этих событий. Причём если каждая конкретная форма настоящего - миг, мгновение времени, то в этих преходящих формах-мгновениях настоящего проявляется НЕПРЕХОДЯЩЕЕ настоящее время как способ существования неуничтожимой и неистощимой в своём изменении материи, продлевающий "миг между прошлым и будущим" до бесконечности.
Поскольку же состояния различных процессов непрерывно изменяются, то непрерывно изменяется и "лицо" настоящего времени - время "течёт" в широком смысле этого понятия, когда течение времени связывается не только с изменением состояния часов, а подчёркивается преходящий характер всего существующего, всеобщность изменения. При этом время течёт от одного настоящего определённого одним состоянием материальных процессов к другому настоящему определённому другим состоянием этих процессов, приходящему ему на смену в соответствии с причинно-следственными закономерностями бытия. Все тела, процессы всё, что проявляет себя всегда существуют в настоящем, принадлежат только настоящему, поскольку сами его определяют своими состояниями, взаимоотношениями, своим существованием, являясь частью этого настоящего. В этом смысле все часы, как бы они ни шли и что бы ни показывали, всегда показывают одно и то же время - настоящее. Оказаться вне настоящего времени можно, только оказавшись вне существования. Но при этом всякое настоящее так же преходяще, как преходяще любое состояние материального процесса, как преходяща любая конкретная форма проявления материи, объемлющая преходящие состояния различных процессов. Сменяющие друг друга состояния этих процессов, уходя в небытие, лишают материального содержания определяемые ими моменты настоящего времени и тем самым увлекают их за собой, придавая им при этом статус прошедшего времени. Только настоящее время, представляющее собой, в общем случае, ту или иную мимолётную конкретную форму проявления материи, обладает непосредственным существованием позволяя при этом наблюдать себя и “невооруженным глазом”, тогда как, чтобы “воочию” увидеть другие грани временного явления, потребуется еще и внимательный взгляд ума. Поэтому течение времени не есть процесс трансформации будущих событий в события настоящего и затем в события прошлого, а есть процесс трансформации одного настоящего в сменяющее его другое настоящее, в результате чего образуется непрерывная последовательность сменяющих друг друга моментов времени, определённых преходящими состояниями материальных процессов и связанных между собой специфическим отношением, зафиксированным в понятии "раньше-позже", - ВРЕМЕННЫМ ОТНОШЕНИЕМ, как раз и характеризующим порядок, последовательность смены этих состояний и определяемых ими моментов времени. При этом различные состояния процессов, занимая различные места в ряду сменяющих друг друга состояний этих процессов, оказываются разделёнными между собой другими состояниями этих процессов. Эта их удалённость друг от друга в порядке их появления и нашла своё выражение в понятии ДЛИТЕЛЬНОСТИ или временной протяжённости. Так, возникающая в результате протекания какого-либо процесса временная удалённость начальных и конечных его состояний образуемая последовательностью сменяющих друг друга его промежуточных состояний представляет собой длительность данного процесса. Но она же выступает длительностью и между всеми событиями, разделёнными протеканием данного процесса.
Находиться же во временном отношении в отношении раньше-позже к различным событиям, состояниям материальных систем, сменяющим друг друга или, иначе, занимать определённое место в ряду сменяющих друг друга событий и состояний и означает не что иное, как "существовать во времени".
Глава II
Возможно ли движение в настоящем и каков неизменный маршрут "путешествия во времени"?
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
А. С. Пушкин.
Когда же происходит всякое движение, изменение, если реально существует только настоящее время?
Движение, в общем случае, - способ существования материи путём непрерывной смены её состояний, конкретных форм её проявления в результате взаимодействия составных элементов бытия, наличия внутренних движущих сил. При этом простое механическое движение представляет собой смену мест существования различных тел, смену их пространственных отношений, которые связывают движущееся тело как и неподвижное с другими телами в любой момент его существования, определяя моменты настоящего времени этого тела в его взаимоотношениях с другими телами.
В результате же всякого движения и происходит течение времени. Но поскольку всякое движение осуществляет собой и течение времени, поскольку всякая смена состояний материальной системы означает и смену моментов настоящего времени, определявшихся этими состояниями, то ДВИЖЕНИЕ В НАСТОЯЩЕМ НЕВОЗМОЖНО. Любая попытка "двигать" движущийся объект внутри моментов времени без их смены ведёт к отрыву времени от движения. В настоящем нет места движению. Движение - смена настоящего. Движущийся объект не двигается и не покоится в настоящем, а "двигает" настоящее, существуя-взаимодействуя в нём действие сил инерции, гравитации и др. и этим изменяя его, уничтожая одни и тем самым образуя другие его моменты, формы, связанные с предыдущими отношением раньше-позже, определённым порядком их появления. Таким образом, движение происходит не в тот или иной момент настоящего, но и не выходя за рамки настоящего, реализуясь при смене его моментов, осуществляемой самим движением. При этом становится очевидным, что никакое движение не может происходить за нулевой промежуток времени, т.е. с бесконечной скоростью, поскольку содержит в самом себе течение времени.
Как видим, тот факт, что в настоящем нет места движению, вовсе не мешает двигаться в пространстве и во времени. Однако возможность путешествия во времени ограничена единственным маршрутом - от одного настоящего к другому, приходящему ему на смену в соответствии с причинно-следственными закономерностями. Иной маршрут невозможен, поскольку всё, что существует, существует в настоящем, являясь его содержанием, определяющим преходящие конкретные формы-моменты его проявления. Существовать - значит быть составной частью настоящего, выйти из которого можно лишь в небытие. Только настоящее, как отмечалось, обладает непосредственным существованием. Прошлые и будущие события, являющиеся содержанием одноимённых им времён, не имеют материальной основы своего существования только лишившись её события настоящего и становятся "прошедшими", исчезая при этом с арены бытия, оставляя на ней лишь следы, результаты своего появления, т.е. не способны проявить себя и потому "существуют" лишь в нашем сознании, в наших представлениях о том, что было, и о том, что может быть. Поэтому единственный способ движения во времени - преобразование, "движение" настоящего. Этот принцип и лежит в основе действия реальных машин времени - всех протекающих в природе процессов.
Глава III
Способ проявления времени. Причина его одномерности и однонаправленности.
Время не есть движение, но и не существует без движения...
Аристотель.
Мы обнаружили, что сами материальные процессы осуществляют течение времени, определяют своим содержанием каждый его момент, сами образуют присущую им длительность, наглядно показывая тем самым, что время есть именно СПОСОБ существования движущейся материи, её атрибут, а не внешнее условие её существования, не некая субстанция идея которой сродни идее теплорода или флогистона и не субъективная форма координации явлений. Но поскольку всякий процесс образует свою собственную последовательность сменяющих друг друга состояний в которой проявляется причинно-следственная закономерность его протекания, определяющих своим появлением ту или иную стадию его протекания и этим выступающих моментами его времени, собственные временные связи, отношения отражающие порядок следования этих состояний, т.е. имеет собственную временную составляющую, то всякий процесс обладает СОБСТВЕННЫМ временем как способностью к образованию временных отношений, воплощая и олицетворяя его своим существованием. Никакого другого времени мы и не наблюдаем. Т.е. ВРЕМЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НЕ ИНАЧЕ, КАК В ВИДЕ СОБСТВЕННЫХ ВРЕМЁН РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В КАЧЕСТВЕ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СТОРОНЫ, СВОЙСТВА ИХ процессов ПРОТЕКАНИЯ. При этом ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ КАК ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СМЕНЯЮЩИМИ ДРУГ ДРУГА СОСТОЯНИЯМИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ПРЕХОДЯЩИЕ МОМЕНТЫ ВРЕМЕНИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ФОРМЕ, СПОСОБЕ И МЕСТЕ ПРОТЕКАНИЯ КОНКРЕТНЫХ ПРОЦЕССОВ.
В этих конкретных, имеющих собственное "лицо" отдельных временах и существует Время, время как ВСЕОБЩЕЕ свойство процессов. При этом собственное время каждого из них представляет собой реальное воплощение диалектического единства общего, особенного и единичного в проявлении временного свойства. Только единичное и является, как известно, носителем общего и особенного. И каждый материальный процесс обладает только собственным временным свойством. Но образуя СВОЮ длительность, СВОЁ время, обладающее сугубо индивидуальными чертами, "персонифицирующими" его, делающими его единичным явлением, этот процесс тем самым проявляет такое свойство, которое проявляют и все другие процессы - длительность, время, т.е. проявляет, с той или иной особенностью, ОБЩЕЕ для всех их свойство. Они обладают этим общим свойством как общим способом, общей закономерностью протекания процессов. Это то общее, что все они образуют изменением своих состояний, своим конкретным способом существования, что содержится в каждом из их собственных времён. Или иначе, длительность конкретного, единичного процесса, его собственное время - не что иное, как общее временное свойство в "исполнении" этого процесса. При этом время биологических, химических, геологических и т.д. процессов может рассматриваться в качестве, соответственно, "биологического", "химического", "геологического" и т.д. времени. Но это всего лишь внешние особенности проявления временного свойства различными процессами, особенности конкретной формы, конкретного способа его проявления. Общим же для всех этих разновидностей времени является то, что каждый момент любого из этих времён определяется преходящими состояниями соответствующих процессов содержащими в себе, своём появлении причину своего исчезновения и тем самым, ввиду неуничтожимости материи, причину появления новых состояний, а течение каждого такого времени генерируется сменой состояний этих процессов. Т.е. общим для них является их материальная природа и способ их проявления различными процессами путём смены их состояний и образования последовательности этих сменяющих друг друга состояний, которым все эти процессы, являясь различными формами движения, обладают как Общим Способом Движения, и который выступает тем самым Общим Способом Времяобразования.
Этот естественный способ проявления времени и предопределяет его основные свойства. Например, его одномерность. Временные отношения между различными состояниями а тем самым и соответствующими моментами собственного времени любого процесса одномерны несмотря на трёхмерность пространства, в котором они реализуются, так как характеризуют ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ, ПОЯВЛЕНИЯ этих состояний относительно друг друга, который возникает в результате их смены друг другом и приводит к образованию ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ сменяющих друг друга состояний процесса, в которой все они располагаются лишь друг за другом, друг после друга, выстраиваясь тем самым в один ряд, в одну цепочку, благодаря чему для определения их временных отношений - отношений в порядке их появления - достаточно одной временной координаты этих состояний, фиксирующей условный порядковый номер их появления в ряду сменяющих друг друга состояний и тем самым однозначно определяющей их место в этом ряду. По той же причине эти отношения одномерны и между различными событиями, сменяющими друг друга в какой-либо последовательности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--