Дипломная работа: Свободные экономические зоны Китая и России
Содержание
Введение. 2
1 Теоретические аспекты формирования свободных экономических зон. 6
1.1 Свободные экономические зоны – сущность, основные понятия. 6
1.2 Мировой опыт формирования свободных экономических зон. 13
1.3 Основные достоинства и недостатки свободных экономических зон. 20
2 Китайский опыт формирования свободных экономических зон. 28
2.1 Формирование свободных экономических зон в Китае. 28
2.2 Достижения и неудачи Китая в формировании свободных экономических зон 50
3 Возможность формирования свободных экономических зон в России. 68
3.1 Российский опыт формирования свободных экономических зон. 68
3.2 Достижения и неудачи России в формировании свободных экономических зон 88
3.3 Анализ причин неудачного формирования свободных экономических зон в России. 103
3.4 Анализ возможностей формирования свободных экономических зон в России 107
Заключение. 115
Список использованной литературы.. 123
Приложения. 127
Введение
Успешное рыночное реформирование отечественного народного хозяйства связано, в первую очередь, с жестким учетом региональных факторов, их спецификой и многообразием. Оно требует новых подходов к разработке и реализации системной и комплексной региональной политики и, в частности, к созданию и устойчивой динамике свободных экономических зон (СЭЗ). Ведь именно они, как показывает зарубежный опыт, выступают в качестве важнейшего инструмента и мощного подспорья госрегулирования различных аспектов экономики, в том числе и развития отдельных территорий.
Благотворное воздействие умело организованных СЭЗ способствует росту региональных экономик сообразно их внутренним целям. Кроме того, зоны эффективно интегрируют страну в мировую экономику, расширяя международное сотрудничество.
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется усилением процессов интеграции и повышением степени открытости национальных экономик. Одной из важных составляющих реализации программы дальнейшей интеграции российского бизнеса в мировую экономику, сохранения традиционных и поиска новых рынков сбыта продукции российского производства, создания условий для привлечения местных и иностранных инвестиций является создание особых экономических зон. В условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности, оно не должно пускаться на самотек и должно проходить под контролем государства.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) получили широкое распространение в мировой хозяйственной практике. По оценкам специалистов, в начале 90-х гг. в мире функционировало более 1 тыс. таких зон, причем их число неуклонно растет. Совокупный объем экспорта товаров только из производственных зон в период с 1990 по 2001 г. возрос с 17 до 32 млрд. дол. США. За этот же период общее число занятых в них увеличилось с 2 до 4,5 млн. человек.
Создавая ОЭЗ, государства ставят перед собой разные задачи, которые можно объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический. Экономические цели сводятся к следующему - это привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур; расширение экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства; ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ОЭЗ; рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. Социальные цели: ускорение развития отсталых регионов; повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей; создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления; удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка. Научно-технические цели - это привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий; ускорение инновационных и внедренческих процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов.
В силу общепризнанной эффективности функционирования ОЭЗ, в государственную экономическую политику были включены направления по созданию и развитию особых экономических зон. На практике это представляет собой принятие комплекса правовых, экономических, организационных, социальных мер, посредством которых государство и местное самоуправление создают благоприятные условия для функционирования особых экономических зон. Это позволит рационально использовать способности такого рода зон содействовать в привлечении иностранных и в стимулировании национальных инвестиций, положительно влияя на развитие предпринимательской деятельности, раскрывая научный потенциал страны, обеспечивая занятость населения, увеличивая в соответствии с этим бюджетные поступления и т.д.
Развертывание свободных экономических зон – задача не из легких. Их функционирование не только вызывает академические споры в журналах и на симпозиумах, но и становится предметом острых разногласий между политиками и бизнесменами, причем как в России, так и за рубежом.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена не только международно признанной эффективностью свободных экономических зон, но и необходимостью интеграции России в мировое сообещество прежде всего на основе использования свободных экономических зон.
Целью данной дипломной работы является анализ формирования и результатов свободных экономических зон в Китае и анализ возможности формирования свободных экономических зон в России.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
раскрыта сущность и основные понятия свободных экономических зон;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--