Дипломная работа: Темперамент у детей дошкольного возраста 3-5 лет
Содержание
Введение
Глава I. Развитие ребёнка в дошкольном возрасте
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
1.2 Дошкольник в системе межличностных отношений
Глава II. Темперамент как типологическая характеристика личности
2.1 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии
2.2 Классификация типов темперамента
Глава III. Эмпирическое исследование зависимости социометрического статуса дошкольников в группе от типа темперамента
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Влияние типа темперамента на социометрический статус дошкольника
3.3 Анализ результатов исследования (или методические рекомендации для педагогов дошкольно-образовательных учреждений и родителей)
Заключение
Список литературы
Введение
Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя. Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности дошкольное образование.
Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей старших дошкольников необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.
Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести нужно создать необходимые условия, учитывающие особенности этого цветка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцвести, труднее раскрыть особенности таланты своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента старших дошкольников очень важна для воспитателей и методистов детских садов. Конечно, учебно-воспитательный процесс в таких учреждениях построен таким образом, что у воспитателя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди воспитанников представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценки детских игр и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.
Объект данного исследования - личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности темперамента старших дошкольников.
Цель работы - выявить особенности темперамента старших дошкольников; рассмотреть методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи :
1) Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте.
2) Рассмотреть общую характеристику четырех типов темпераментов.
3) Выявить возрастные особенности темперамента.
4) Проанализировать возрастные особенности темперамента старших дошкольников.
5) Рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у дошкольников и сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей старших дошкольников в учебно-воспитательной работе.
Гипотеза данного исследования - учет возрастных особенностей темперамента, а так же социометрический статус детей дошкольного возраста, повышает эффективность учебно-воспитательной работы с ними.
Глава I. Развитие ребёнка в дошкольном возрасте
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--